Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru
Наша группа в Вконтакте Наш канал на YouTube

Программа деятельности КРО СМР до 2020 года

Введение

Исходным документом для разработки программных мероприятий на период до 2020 года является Декларация КРО СМР, утвержденная общим собранием. Этот документ констатирует, что главной целью своей деятельности КРО СМР ставит содействие становлению машиностроительного комплекса как базовой отрасли для развития всей хозяйственной сферы Красноярского края на основе широкой интеграции и консолидации ресурсов, направленных на обеспечение конкурентоспособности продукции. При этом одной из важнейших задач КРО СМР определяет участие в формировании эффективных организационно-правовых форм, инструментов (механизмов) и корпоративной культуры взаимодействий хозяйствующих субъектов региона вне зависимости от форм собственности.

Рассматривая региональные и внешние условия функционирования хозяйственной сферы региона как переходные, КРО СМР принимает за основу тактику гибкого реагирования на неизбежные изменения текущего состояния организационного окружения, в том числе и в вопросах оценки этих изменений. Реализация такого подхода связана с неизбежностью соответствующей корректировки содержания планируемых мероприятий в контексте инвариантности целей и задач, определенных Декларацией КРО СМР. Это, в свою очередь, требует рассматривать настоящую Программу не как законченный проектный документ с определенными значениями показателей (эти значения как ориентиры деятельности могут и должны быть взяты из федеральных и региональных программных документов), а как основу для формирования текущих планов.

В этой связи структура Программы деятельности КРО СМР принята двухступенчатой, где в качестве первой ступени выступает «Концепция. Программы деятельности КРО СМР до 2020 года», раскрывающая основные положения Декларации КРО СМР, а в качестве второй ступени совокупность среднесрочных и текущих (годовых) планов работы регионального отделения СМР.

1. Концепция Программы деятельности КРО СМР до 2020 года

1.1. Исходные положения

Становление машиностроительного комплекса как базовой отрасли для развития всей хозяйственной сферы региона - сложнейшая многоплановая проблема, предполагающая реализацию системы программных мероприятий, организация исполнения которых требует ясного представления об исходном состоянии объекта управления, предпосылках и возможностях его трансформации в условиях множественной неопределенности. Поэтому, собственно становление машиностроительного комплекса края является общей задачей всех участников процесса, начиная от руководства региона и кончая хозяйствующими субъектами, общественными формированиями и отдельными представителями специалистов отрасли.

Содействие становлению машиностроительного комплекса предполагает доступное в рамках действующего законодательства, консолидированное участие специалистов отрасли в организации этого процесса и реализации текущих и перспективных планов исходя из возникающих задач на всех его этапах.

Ключевым аспектом деятельности КРО СМР является сохранение имеющихся высокотехнологичных и создание новых, соответствующих вызовам времени, рабочих мест. Эта комплексная проблема может быть решена только на основе широкой интеграции и консолидации ресурсов, особенно в сфере кадровой и технологической поддержки конкурентоспособной продукции.

Таким образом, КРО СМР определяет основными направлениями своей деятельности участие в решении комплекса задач, в контексте ответов на следующие вопросы.

  • Зачем создано КРО СМР и почему участие в его работе является важным делом, оправдывающим временные и материальные затраты, в том числе личные затраты членов организации?
  • Какие существуют возможности продуктивного участия в общем деле?
  • Кому и что конкретно нужно делать в сложившейся ситуации?
  • Какие риски срыва планов развития машиностроения в России и, в частности, в Красноярском крае существуют и какую угрозу несут эти срывы?
  • Что предпринять для минимизации этих рисков?
  • Какие «опорные точки» выбирать в реализации планов?

Ответы на эти и множество сопутствующих вопросов могут быть найдены, если будут найдены базовые отправные точки, обладающие общностью областей их определения, задающих инвариантные направления поведенческих векторов.

1.2. Современное состояние Красноярского края как объекта управления и возможности развития производственной сферы

Поскольку доминантой событий в мире является борьба за ресурсы и рынки сбыта, наличие в крае уникального спектра природных богатств предопределяет и весь спектр интересов внешнего окружения, начиная от геополитических и кончая частными интересами отдельных хозяйствующих субъектов. Особенностью, сдерживающей экспансию капитала в регион, является труднодоступность природных ресурсов, распределенных на большой территории, и суровые климатические условия. Учитывая, что накопления, полученные от экспорта углеводородного сырья и цветных металлов, значительная часть которых представляет частный капитал, по определению не дружественный к населению региона, способный при поддержке государства конкурировать с экспансией в сырьевые регионы зарубежных активов, доступными для Красноярского края являются следующие варианты развития.

1. Ориентация на создание транспортной инфраструктуры, включая трубопроводный транспорт, с последующим освоением разведанных месторождений, первичной переработкой отдельных видов сырья и последующей его транспортировкой к высокотехнологичным промышленным кластерам – в основном, за рубеж.

На первом этапе это, в силу расширения потребности в трудовых ресурсах низкой квалификации, может повлечь за собой расширение участия в работах местного населения при условии, если будет ограничен доступ иностранной рабочей силы. При этом технические средства зарубежных производителей составят подавляющую часть используемых машин и оборудования и, в силу насыщенности их «интеллектуальными» функциями, потребуется массовое привлечение иностранных специалистов. Доля возможного участия местной промышленности здесь ограничивается, главным образом, техническим обслуживанием и ремонтом машин и оборудования, а также транспортных коммуникаций. Очевидные негативные последствия для населения региона такого варианта развития событий могут еще более усугубляться при широком применении вахтового метода работы на объектах добычи и первичной переработки сырья.

2. Концентрация доступных ресурсов, включая нормативно-правовые и организационно-распорядительные, на ключевых направлениях защиты (цена, качество, сроки поставки) перспективных видов продукции местных производителей с последующим расширением номенклатуры продукции и участия в процессе природопользования на территории края. Этот вариант может быть поддержан властью в регионе, в частности, Губернатором только в случае если предлагаемые проекты не будут входить в явное противоречие с крупными проектами, предполагаемыми для реализации на территории края, а станут дополнением к ним. Поскольку «контрольный пакет» инструментов управления процессом освоения природных ресурсов региона, в сложившихся условиях, находится вне компетенции региональных структур, сценарий масштабного развертывания в регионе природопользования неизбежно будет связан с первым вариантом. Вопрос состоит только в том, насколько местные научное, образовательное и промышленное сообщества (пока они существуют раздельно) адекватны задачам возможного участия в реализации планов крупного бизнеса. Возможности промышленной сферы региона включиться в этот процесс с наращиванием доли своего участия сохраняются, но ограничения возрастают во времени по экспоненте.

Основная проблема – дороговизна и низкий уровень качества продукта в силу многих причин, среди которых:

  • неадекватная вызовам времени система управления и, как следствие, размытость приоритетов, слабая координация работ и бессистемные попытки кооперации, осложняемые несвязными шагами по внедрению современных технологий на всех стадиях жизненного цикла продукта;
  • слабое и бессистемное программно-аппаратное, технологическое и метрологическое обеспечение исследований, проектных работ и производства;
  • недостаточное научное, кадровое и материально-техническое обеспечение работ на стадиях создания продукта и его тиражирования как следствие катастрофически нараставшего в последние десятилетия разрыва между фундаментальными и прикладными исследованиями, образования и производства;
  • ресурсозатратность производства и низкая фондоотдача.

Еще одним фактором, ограничивающим возможности участия местных машиностроителей в проектах развития территории, является отсутствие в номенклатуре продукции технических средств, пригодных для такого использования. Разноплановость промышленной сферы региона также является сдерживающим фактором в реализации целей развития.

Основные надежды на возможность реализации второго варианта связаны с обязанностью Губернатора и демонстрируемым им желанием вывести регион на передовые позиции по показателям, являющимся «отчетными».

3. Максимальное использование возможностей привлечения бюджетного финансирования для формирования экономического плацдарма развития с последующим расширением смешанного финансирования, а в перспективе, в основном, капитала акционеров.

Этот вариант развития возможен только при условии, что будет понят и принят всеми участниками процесса. Убедить Власть дать деньги на развитие - ключевая задача для КРО СМР. В свою очередь, для ее решения нужно разработать и реализовать план формирования согласованных предложений для исполнительных органов власти с последующим включением их в расходную часть бюджета.

1.3. Базовые аспекты формирования и реализации программ развития территории

Определяющим аспектом любых политических построений применительно к природопользованию является осознание факта, что территория нашего региона никуда не исчезнет, а хозяйствовать на ней будет тот, кто в системе существующих императивов делает это наиболее эффективно. Избыточная концентрация частного капитала в Центре определяет и соответствующий законодательно-распорядительный перекос. Отсюда возникает потребность в концентрации усилий местной власти на выделении и защите сферы собственно региональных интересов по ключевым направлениям развития.

Важным аспектом является оценка реального состояния производственной сферы и возможностей ее трансформации адекватно задачам и условиям участия местных производителей в реализации программ развития.

Непременным условием реализуемости программ развития является обеспечение работ трудовыми ресурсами, в том числе и квалифицированными кадрами. Подкрепление инновационной составляющей развития эффективным привлечением и использованием доступного научного потенциала.

Согласованное движение должно опираться на точную оценку исходных позиций, общее понимание возможностей совместной работы и единство целей. КРО СМР предлагает следующее видение проблемы.

В условиях, когда крупные владельцы собственности не являются жителями региона, единственная возможность заинтересовать их перспективой следовать правилам хозяйствования, выгодным для края – формировать консолидированные предложения, реализация которых несет очевидную и быструю выгоду для инвесторов. Это должно вписываться в общий контекст процессов, развивающихся или имеющих тенденцию к развитию как в регионе, так и в стране в целом.

В последнее время на всех уровнях обсуждается вопрос перевода страны на инновационные рельсы. Реализация этого перевода в сложившихся условиях является крайне сложной проблемой и не столько в экономическом плане, сколько в плане организации взаимодействия всех участников процесса. Решить эту, теперь уже обострившуюся до крайности, проблему очередной затратной кампанией не удастся. Провал кампании по роботизации, развернутой в 80-е годы прошлого столетия, кроме гигантских материальных потерь, нанес не меньший морально-психологический урон. Это негативным образом отразилось на продуктивной, главным образом интеллектуальной, прослойке общества. Именно эта прослойка, истончившаяся под ударами многих подобных кампаний, разрозненная, но еще живая может, при бережном к ней отношении, обеспечить реализацию инновационных стратегий развития.

Базовые аспекты инновационного развития сформулированы еще в позапрошлом веке: «Разумное и рациональное применение информации, накопленной в процессе выпуска продукции – ключевой фактор победы в конкурентной борьбе». Эти слова принадлежат Френсису Бекону, но еще более фундаментально, в контексте проблемы инновационного развития, звучит принадлежащая ему фраза: «Знание – сила!». О том, что инновации основаны на знаниях, сегодня говорит каждый, но как трансформировать знания в инновации в наших условиях – вразумительных предложений не находится. Например, все мы понимаем, что инструментом формирования системы знаний является система образования. Изменения в нашей системе образования, как следствие изменений в обществе, происходивших со второй половины двадцатого века, привели к накоплению негативных явлений и тенденций, сделавших ее и, в большей мере, систему «высшего профессионального образования» и систему «подготовки и аттестации высших научных кадров» неадекватными реальным задачам развития страны. Введение многоуровневой системы образования соответствует современному представлению о путях оптимизации процесса подготовки специалистов. Вместе с тем, нельзя ее реализовывать без учета психофизиологических особенностей тех, кого мы в эту систему погружаем. В этом смысле вариант реализации этой системы в России ведет к невосполнимым потерям интеллектуального потенциала страны в контексте формирования продуктивности граждан при максимальном использовании их интеллектуальных возможностей. Это утверждение КРО СМР базируется на результатах множества исследований. Установлено, что наибольшими способностями к усвоению новых знаний человек обладает в период с 17 до 22 лет, а 33 года – возраст его наивысшей продуктивности («возраст Христа»). Наша система образования в период своего расцвета хорошо согласовывалась с этим фактом и именно отсюда вырастали наши успехи. Отделение науки от образования, а того и другого вместе от производства и разделение науки на фундаментальную, прикладную, отраслевую, вузовскую и даже школьную предопределило нынешнее состояние научно-образовательной и производственной сфер. Это, главным образом, технологическое отставание. Учитывая, что уровень технологического развития и уровень развития общества имеют очевидную связь, КРО СМР делает акцент в своей деятельности на поддержку технологического перевооружения и не только в отраслевом аспекте, но и во всех сферах экономики, включая технологии подготовки кадров. В частности, необходимо инициировать реальный процесс оптимизации как содержания так и возрастных рамок собственно образования и овладения прикладным инструментарием на основе знания предметной области в системе подготовки кадров. Позиция КРО СМР в этом вопросе следующая.

Введение двенадцатилетнего школьного обучения, мотивируемое возросшим объемом информации абсолютно несостоятельно, поскольку приращение объема информации несопоставимо с возможностью освоения этого приращения за один год. Необходимо исключить из школьной программы очевидные излишества и сосредоточиться на том, чтобы учить детей познавать мир. После службы в армии, в двадцать лет, когда нужно активно трансформировать усваиваемую информацию в прикладной инструментарий и развивать навыки продуктивной деятельности, придется возвращаться к забывшейся за год школьной программе. Бакалавра, нельзя рассматривать как законченного специалиста – нужно просто обеспечить ему базовые знания в выбранном направлении. Но для этого предполагается потратить еще четыре года, что совершенно недопустимо, поскольку тогда магистратура с аспирантурой попадают в интеллектуальную яму со всеми вытекающими потерями. В этих условиях наращивать интеллектуальную прослойку общества требуемыми для устойчивого развития общества, невозможно. Международные соглашения в области образования обязывают нас что-то делать. Но мы должны делать не «что-то», а осмысленно использовать согласованную форму для наполнения нужным для нашего развития содержанием. Идея инновационного развития может стать тем «гвоздем», на который мы будем нанизывать наши успехи, только в случае адекватного понимания происходящего и системного участия в процессе продуктивной части общества. Срочно нужны механизмы и инструментарий обеспечения эффективности этого участия. Это чисто организационный вопрос и его решение вытекает из адекватного распределения функций исполнителей и привлекаемого для их отправления инструментария.

Красноярский край может и должен стать уникальной площадкой для развертывания масштабной экспериментальной работы (без экспериментов в таком многоплановом деле как становление инновационного процесса не обойтись). Руководство края сделало в этом направлении опережающие шаги, и мы не должны оставаться в стороне, ожидая, что администрация сделает за нас все остальное. Мы не успеваем даже отслеживать эти шаги, отставая, главным образом организационно. Это отставание быстро может стать критическим и тогда уйти от сырьевого варианта развития края уже не удастся.

В настоящее время разрабатывается Программа развития края до 2020 года. Важнейшую роль в ее реализации должен сыграть Сибирский федеральный университет (СФУ), но это возможно лишь в том случае, если не только научное, но и промышленное сообщество региона активно включатся в процесс его становления. Бизнес - инкубаторы, технопарки и т.п. могут оказаться неэффективными, если их создание не станет нашей общей заботой. В настоящее время СФУ за счет бюджетных средств закупает много дорогостоящего оборудования и эффективность этих затрат мы должны обеспечить совместными усилиями. Это, в частности, может происходить через создание Центров коллективного пользования, формирование комплексных творческих коллективов и др., что в частности определено в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 марта 2002 года.

Непременным условием реализуемости программ развития является обеспечение работ трудовыми ресурсами, в том числе и квалифицированными кадрами. В настоящее время по инициативе Союза машиностроителей России формируется Федеральная программа создания Региональных центров многоуровневой подготовки. Наш регион располагает многими преимуществами, чтобы включиться в этот проект в качестве пилотной площадки, возможно в виде структуроименующего предприятия, обслуживающего ассоциативное сообщество научно-образовательных учреждений и производящих предприятий на основе институциональной корпоратизации. Дополнительный вес этому направлению могла бы придать «Красноярская агломерация», приняв это как одно из направлений своей деятельности. При этом, во всех случаях, главным остается вопрос о нашем продукте. Рассматривая продукт как весь спектр результатов труда, включая услуги, необходимо выделить то, что мы делаем или, при соответствующей поддержке, можем делать лучше, чем существующие предложения на рынке.

Ожидать, что предпринимательская среда выдвинет достаточный для системного включения в программу развития региона спектр инновационно-инвестиционных предложений нельзя, поскольку отдельные хозяйствующие субъекты не владеют достаточным статистическим материалом для выработки системного решения. Формирование маркетинговой службы каждым хозяйствующим субъектом «с нуля» - путь, кратно повышающий риски провала. В нашем состоянии каждая ошибка грозит стать критической – лимит времени и свободных материальных ресурсов исчерпан. Конечно, нельзя исключать, чтобы отдельные предприимчивые хозяйственники находили выгодные контракты и быстро их реализовывали к общей пользе как, например, в уже достаточно давнем прошлом сделал это ЭХЗ в г.Зеленогорске, организовавший производство аудио-видео кассет. Но, ориентироваться на случайные находки отдельных предпринимателей, решающих частные задачи – терять темп. Необходимо на продуктовые кластеры потребности наложить кластеры наших возможностей удовлетворения спроса. Это, в свою очередь, позволит заказать поставку нам того, чего мы не имеем и не сможем сделать сами, но консолидировано, и заказать местным предпринимателям нужный нам продукт с гарантией качественного удовлетворения внутренней потребности. Необходим инструмент, позволяющий формировать эти кластеры – «Информационно-аналитический центр».

В крае существует реальная основа для развертывания качественной экспертной работы, так как за время своего существования «Красноярский краевой фонд науки» накопил обширную экспертную базу и, при соответствующей постановке задачи, это может быть использовано в рамках «Информационно-аналитического центра». Опыт организации и оценки качества экспертной работы, накопленный за эти годы, является уникальным и должен быть востребован при развертывании инновационно-инвестиционной деятельности как основы устойчивого развития региона.

Найти свое место в этом процессе и использовать в полном объеме все, что накоплено в результате нашей деятельности – думается, является нашей общей целью.

Представление региона как территории с развивающейся промышленной сферой на основе реальных оценок такого развития дает надежду на возможность обременять выгодные проекты освоения природных ресурсов задачами развития местного производства машин и технологического оборудования. Но представление региона в таком свете нужно подкреплять реальными делами – вот поле приложения наших усилий – за нас это никто не сделает.

Без тесной кооперации в регионе, без налаживания партнерских отношений хозяйствующих субъектов масштабное технологическое переоснащение с соответствующей научной и кадровой поддержкой в сложившихся условиях недоступно. Консолидирующим инструментом может стать «Региональный технологический центр», позволяющий решать эти задачи системно с минимальными затратами, в том числе и в сфере кадрового обеспечения. Это, в частности, может явиться наполнением реальным содержанием деятельности такой структуры как «Красноярская агломерация».

Реальное участие во всех аспектах поднимаемых КРО СМР проблем могли бы и должны принять не только хозяйствующие субъекты, но и общественные формирования. Однако, их разрозненность, дублирование функций, а потому «раздергивание» сферы приложения усилий обуславливают низкую эффективность их деятельности, зачастую безрезультатной. Большое количество общественных организаций, озабоченных решением частных задач, и для этого привлекающих, каждая, определенный круг профессионально заинтересованных специалистов создают вместо «кулака» - «растопыренные пальцы». Назрела необходимость, тщательно подготовившись, созвать «Конгресс общественных организаций (коммерческих предприятий и организаций, общественных организаций и союзов) региона», на котором определиться не только в сферах взаимодействия между собой, но и в возможностях продуктивного участия в общем деле развития края. Подготовить и созвать «Конгресс общественных организаций» с выработкой системных документов – предложений органам власти - является объектом нашей общей заинтересованности. В этой связи лозунгом сегодняшнего дня для нас можно принять: «КОНСОЛИДАЦИЯ!». Это тем более необходимо в контексте предпринятых администрацией края шагов по развертыванию кампании поддержки глобального проекта «Красноярск-2020». Есть еще одна весьма позитивная сторона этого проекта – переход к цивилизованному природопользованию в России как инструменту защиты национальных интересов и территориальной целостности. И авиатерминал, и мосты через Енисей вместе с транспортными развязками, и СФУ, и «Бобровый лог», и турнир имени Ивана Ярыгина, и «Красноярская агломерация» – все это нужно, но очевидно недостаточно, чтобы претендовать на роль такого масштаба. Можно, а может быть и нужно построить мост вдоль Енисея в качестве элемента транспортных развязок, но обоснованность наших притязаний обеспечит только такого уровня проект как замораживание Енисея. Это реальный инновационный проект, направленный на решение не только крупной экологической проблемы, но и проблемы теплоснабжения. Если к этому добавить улавливание сбросного тепла – можно отказаться от эксплуатации морально и физически устаревших генерирующих мощностей. Реализация планов такого масштаба возможна только как результат согласованной системной работы по всем направлениям при эффективном использовании инструментария инновационного развития, дополнительные возможности которому предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии, например, такие как аутсорсинг с использованием Web-сервисов. Базовыми же инструментами являются системно-аналитическая работа и широкая кооперация при реализации вместе с масштабными проектами развития региона и планов развития каждого хозяйствующего

1.4. Средства достижения целей развития

1.4.1. Реструктуризация предприятий и их технологическое переоснащение

Преодоление дезинтеграционных процессов; бережное использование потенциала носителей неформализованных нематериальных активов при создании кадрового «демпфера»; системная поддержка проектов технического и технологического переоснащения; оптимизация основных фондов и т.п. – все эти направления работы требуют соответствующего инструментария управления производящим предприятием. Ключевым фактором здесь является опора на собственные активы с учетом состояния и тенденций изменения организационного окружения. Без опоры на адекватную информационно-аналитическую поддержку эта задача становится трудноразрешимой для каждого отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Без тесной кооперации в регионе, без налаживания партнерских отношений хозяйствующих субъектов масштабное технологическое переоснащение с соответствующей научной и кадровой поддержкой в сложившихся условиях – недоступно.

Консолидирующим инструментом может стать «Региональный технологический центр», позволяющий решать эти задачи системно с минимальными затратами.

1.4.2. Кадры

С позиций необходимости решения обозначенных выше задач можно констатировать острейший дефицит кадров во всех сферах деятельности. Квалифицированных рабочих не готовили – производство обвальными темпами сокращалось; инженерно-технических работников готовили, но не тех и не надлежащего качества; управленческие кадры пытались готовить, в частности, по «Президентской программе», но мало кто может сказать, что видел конкретные результаты этой подготовки. Внесли свой вклад и «выборность» руководителей, и искусственное омоложение управленцев. В то же время никто не готовил «лицо принимающее решение» (ЛПР) и, как результат, в России сегодня нет ни одного, значимого в масштабах страны, эффективного собственника. Начало такой подготовки, очевидно, возможно только с системной постановкой задачи развития на основе адекватной системы образования и профессиональной подготовки.

1.4.3. Наука и образование

Инновационное развитие могут обеспечить только образованные люди, вооруженные профессиональными знаниями и умениями, способные довести результаты научных поисков до качественного продукта. Сибирский федеральный университет призван обеспечить решение задачи подготовки таких специалистов. Вместе с тем, многие вопросы эффективной организации работы по созданию такого научно-образовательного учреждения не решены. Учитывая качественный состав профессорско-преподавательского корпуса и сформировавшиеся в его среде негативные явления, можно утверждать, что простым объединением нескольких учебных заведений и не подготовленным вливанием финансовых средств задачу не решить. Опасно, прежде всего, то, что неизбежные неудачи при реализации существующих подходов к формированию СФУ могут опорочить качественную идею и окончательно подорвать статус научно-инженерного сообщества региона с безвозвратным сползанием к первому варианту развития. Вариант организации СФУ, навязываемый Центром, содержит и проблемы межбюджетных отношений. Это вызывает озабоченность и краевой власти. Поскольку добиться внесения изменений в «Бюджетный кодекс» в кратчайшие сроки не представляется возможным, необходимо, учитывая неопределенность статуса бакалавра для отечественной системы «производственных отношений», предложить региональным распорядителям бюджетных средств реализовать постбакалаврскую привязку к промышленной сфере за счет местного бюджета в рамках частно-государственного партнерства. «Региональный технологический центр» (инженерный центр) в составе которого можно эффективно использовать «Фонд развития» с подразделением венчурного инвестирования на основе глубокой экспертно-аналитической проработки проектов и обработки общих информационных массивов профессиональными экспертами-аналитиками в рамках «Информационно-аналитического центра» - качественное инновационное решение в научно-образовательной сфере. Учитывая, что значительная часть научно-образовательных учреждений неизбежно будут выведены из федерального подчинения и переданы на попечение местного бюджета уже в ближайшем обозримом будущем – это можно представить Центру как программный проект уровня федеральной экспериментальной площадки со всеми возможными преференциями.

1.4.4. Роль, место и возможности участия негосударственных структур в реализации программ развития

Перевод страны на «инновационные рельсы» в сложившихся внешних и внутреннеполитических условиях и состоянии базовых элементов экономического развития, являясь крайне сложной организационно-экономической проблемой, невозможен без адресной поддержки администрации. В связи с этим одной из важнейших задач КРО СМР определяет согласованное с администрацией региона и соответствующее уставным целям СМР и принципам Декларации КРО СМР участие в формировании эффективных организационно-правовых форм, инструментов (механизмов) и корпоративной культуры взаимодействий хозяйствующих субъектов региона вне зависимости от форм собственности.

Найти свое место в этом процессе и использовать в полном объеме все, что накоплено в результате продуктивной деятельности – общая цель не только хозяйствующих субъектов в сфере машиностроительного производства. В связи с этим организация проведения Конгресса общественных организаций рассматривается как один из программных аспектов деятельности КРО СМР, поскольку необходимо, обсудив состояние дел, выработать комплексные предложения властным структурам по совместному участию в реализации Программы развития региона. Эта работа не может быть разовым мероприятием и поэтому с необходимостью должна включаться в текущие и перспективные планы работы в целях обеспечения эффективности участия промышленности, коммерческих предприятий и организаций, общественных организаций и союзов в реализации планов и программ развития территории, а также создания условий для эффективной деятельности участников процесса. В этой связи КРО СМР предлагает всем заинтересованным субъектам включиться в процесс объединения усилий, развития кооперации и налаживания системы взаимодействий хозяйствующих субъектов и общественных организаций на территории региона.

Очевидно, чтобы начать продуктивное совместное движение нам необходимо:

  • оценить опыт, накопленный в процессе деятельности;
  • проанализировать причины неудач при решении конкретных задач;
  • идентифицировать состояние той сферы деятельности, в рамках которой каждый участник процесса собирается функционировать;
  • найти общие интересы на основе взаимопонимания в вопросах оценки внешних условий и наших возможностей их преобразования;
  • определиться в вопросах использования инструментария преобразований, включая и разработку этих инструментов как инструментов развития;
  • наладить взаимодействие каждой организации с другими участниками инновационно-инвестиционного процесса.

Социальное партнерство, требующее также комплексной проработки, может рассматриваться как система взаимосвязей субъектов производственной сферы и сферы обслуживания. Насыщение этих взаимосвязей конкретным содержанием также является приоритетным направлением деятельности КРО СМР.

2. Основные направления реализации Программных целей КРО СМР до 2020 года

Стратегической целью КРО СМР на ближайшее десятилетие является комплексная поддержка проекта «Красноярск - 2020». Эта поддержка подразумевает деятельное участие во всех аспектах реализации этого проекта, начиная от содержательной части планирования работ и кончая организационной поддержкой собственно реализации проекта.

Эта цель выдвигается КРО СМР как приоритетная исходя из общегосударственной цели защиты национальных интересов в Восточно-сибирском регионе через обеспечение устойчивого развития края на основе системного подхода к развитию производительных сил.

Дальневосточный Саммит, Зимняя Олимпиада 2014 г., Красноярская агломерация – звенья одной цепи. При этом Красноярская агломерация – инструмент подготовки к конкурсу на право проведения экономического форума «Экспо – 2020». Активное участие в процессе подготовки к форуму через разработку и реализацию перспективных проектов КРО СМР рассматривает как один из основных источников формирования базового капитала развития с последующим привлечением средств акционеров. Исходя из понимания того, что чем более адекватно выдвигаемые местным сообществом проекты отвечают стратегической цели защиты национальных интересов страны на Востоке и в Сибири, КРО СМР констатирует следующее. «Объездная дорога», «Авиахаб», СФУ, Фанпарк «Бобровый лог», «Ергаки», дорожные развязки, включая мост вдоль Енисея по островам и т.п. – все это нужно, но этого недостаточно для решения задачи подготовки к «Красноярск – 2020». Более того, существуют реальные угрозы провала, в частности, в деле становления СФУ, эффективности и конкурентоспособности авиатерминала. Нельзя рассчитывать на привлекательность для международного сообщества туристских проектов отдельно от «экономических» объектов. Нужен уникальный, но реальный и чрезвычайно полезный проект. Таким проектом КРО СМР считает проект «замораживания» реки «Енисей» с использованием тепловых труб. Сегодня в Красноярске имеются все необходимые и достаточные для успешной реализации этого проекта условия, начиная от инструментария моделирования и кончая технологическим обеспечением реализации.

Одним из инструментов реализации программы развития производственной сферы региона может стать «Технопарк», если рассматривать его как интегрированную межотраслевую структуру, объединяющую ИАЦ и РТЦ, а также «Региональный технологический цетр многоуровневой подготовки специалистов», создание которого в Красноярском крае рекомендовано руководством СМР. В исходных положениях его Устава целесообразно опереться на официальные документы, в частности, на «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (далее Основы), утвержденные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным (Пр-576 от 30 марта 2002 г.); «Перечень критических технологий Российской Федерации», утвержденный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным (Пр-578 от 30 марта 2002 г.), а также на «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации (№ 1764-р от 11 декабря 2002 г.). Общий контекст – разработка и внедрение эффективных инструментов реализации базовых положений указанных выше документов. Тактическая цель - развертывание регионального проекта до уровня Федеральной программы в контексте реализации системы мер. Это, в частности: определение базовых для региона видов продукции и формирование системы их защиты на внутреннем и достижимых рынках (система мер, включая реконструкцию и техперевооружение или модернизацию сфер деятельности и региональный заказ, а также систему преференций); выделение продукции федерального значения; наращивание доли интеллектуального труда в продукции предприятий (организационно кардинального, но поэтапно реализуемого). Организационная основа - корпоративное взаимодействие предприятий в едином информационно-технологическом поле. Внедрение интегрированных компьютерных технологий на корпоративной основе. Это особенно важно в контексте защиты на рынке базовых для региона видов продукции за счет повышения качества и оперативности создания (в конечном счете – конкурентоспособности) изделий (товаров, услуг).

Учитывая исключительную сложность и многоплановость поставленных задач, для обеспечения информационной поддержки КРО СМР выдвигает в качестве одного из приоритетных направлений развертывание разъяснительной работы среди специалистов, менеджмента хозяйствующих субъектов и привлечение их к активной работе в КРО СМР в соответствии с возможностями и интересами каждого.