Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

17.10.2011

Инженера нужно готовить с детства

Чёткую позицию в отношении научно-технического творчества, отличную от традиционной («Не хватало нам ещё детьми заниматься!») продемонстрировал заместитель генерального директора ФГУП «НПП «Радиосвязь» Владимир Алексеев:
– Мы сами вышли на систему образования, создав при лицее № 13 инженерно-технические классы, и наша первая задача в этом деле – обеспечить учеников знаниями и оборудованием, которые максимально приближены к реалиям производства. В профильных классах, в том числе, силами преподавателей СФУ углублённо преподаются не только физика, математика и информатика, но и электротехника и микроэлектроника, основы измерений, инженерная графика с обучением CAD/CAM системам. На заводе сейчас создаётся три учебных аудитории с 15-ю рабочими местами для монтажа печатных плат, пятью местами для сборки и шестью рабочими местами регулировщика.
По словам Владимира Алексеева, школьникам сначала будут давать учебные задания, затем доверят производить партии простейшей техники для завода. В то же время, совместно с инженерами «Радиосвязи» старшеклассники попробуют себя в научно-исследовательских проектах – тогда станет ясно, возможно ли привлекать их к научным разработкам завода. Оборудованием обеспечит корпорация «National Instruments», которая вышла на красноярских приборостроителей с предложением профинансировать часть образовательного проекта. Всю нагрузку в 54 млн рублей планируется разделить между заводом, поставщиком оборудования и красноярскими властями. По словам Владимира Алексеева, проект обсуждался на уровне заместителя главы города, достигнуто взаимное понимание, но конкретных обязательств по поддержке образовательной программы власти на себя пока не взяли.
ОАО «ИСС» также образует тандем с системой образования, спутниковая фирма берёт на себя подготовку кадров на более позднем этапе – в техникумах и профлицеях. В дополнение к уже открытому в Красноярске на базе ПЛ № 54 Центру сварки и технологии в 2011 г. ОАО «ИСС» совместно с КРО СМР инициировала создание при Сосновоборском автотранспортном техникуме центра металлообработки. Компания помогла техникуму приобрести пакет программного обеспечения, оказала содействие в обучении педагогов будущего центра. Сделан хороший ремонт помещений, выделенных для центра, осталось решить вопрос о выделении финансирования для приобретения современного оборудования, которое будет отвечать требованиям предприятий. Эта задача не только КРО СМР и краевого Правительства, но и предприятий региона, заинтересованных в целенаправленной подготовке кадров для высокотехнологичных производств. Если удастся решить эти проблемы, то в перспективе на базе этого центра можно будет развивать и научно-исследовательскую и рационализаторскую деятельность студентов.
Заместитель генерального директора по персоналу ОАО «Красмаш» Олег Титов заявил: оборонным предприятиям, как воздуха, не хватает качественных рабочих рук. Если в подготовке инженеров есть какие-то подвижки, то притоку грамотных рабочих просто неоткуда взяться.
– Начнём со школьной подготовки – на занятия по технологии, например, в нашем районе школьников возят в учебный центр на ул. Павлова, где стоят универсальные станки 30-летней давности. По-моему, мы никакими мотивационными мероприятиями не заставим человека прийти на завод после того, как он посмотрел на эти станки, не убедим его, что производство – это современно и перспективно. К нам обращались несколько раз представители образования, просили организовать практику на заводе, с Машиностроительным профлицеем, например, мы сотрудничаем в этом плане.
Заведующий кафедрой информационных управляющих систем СибГАУ Александр Мурыгин привёл свежий пример организации заводских практик: в Москве создан фонд на основах софинансирования (предприятия и государственный бюджет), который выделяет зарплату студентам, проходящим практику на заводах. Неплохо было бы повторить подобный опыт в Красноярске. Все присутствующие согласились, что и для инженера, и для рабочего месяцы заводской практики – это самая интенсивная учёба.
Если фонда поддержки практикантов пока не существует, действующим молодым специалистам заводов краевые власти предоставляют все возможности для профессионального роста и научного творчества. Директор Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности Андрей Иптышев сообщил, что в этом году фонд сконцентрировался на финансировании целевых стажировок аспирантов за рубежом.
– На настоящий момент нам поступило 10 заявок от предприятий, наиболее активно работают ОАО «ИСС» с французами и ОАО «Русал» – с англичанами. Чтобы не допустить «научного туризма» за государственный счёт, мы, во-первых, жёстко проверяем знания иностранного языка у кандидата, во-вторых, обязываем его по приезду прочитать лекции для своих коллег. Нам интересно, чтобы стажировки за рубежом были не индивидуальным, точечным мероприятием, чтобы на том опыте, который человек получил, обучалась целая команда.
Директор Краевого дворца пионеров и школьников Юлия Герцик обратила внимание ещё на одну проблему научно-технического образования на школьном этапе – это невозможность поддерживать штат педагогов-мужчин при тех зарплатах, которые сейчас установлены в образовательной сфере. Дворец пионеров находит выходы из этой ситуации – привлекает преподавателей и библиотечные ресурсы СФУ, Красноярского городского бизнес-инкубатора, центра по энергосбережению и информационного центра «Росатома». Сегодня Дворец предлагает лицензионные программы по робототехнике, LEGO- и 3D-конструированию, моделированию, курс «Радиоэлектроника и бытовая техника», планируется установить контакты с организаторами НТТМ за рубежом.
Директор молодёжного центра «Зебра» обозначил переход от игровых форм НТТМ, таких как LEGO-конструирование и моделирование к работе с оборудованием и программами, максимально приближенными к производству. Молодёжный центр планирует переходить от программного обеспечения LEGO ST 2 к конструкторскому ПО LabView, которое позволит молодёжи выполнять реальные заказы для предприятий. По словам Сергея Николаенко, задача молодёжных центров сейчас – создать критическую массу подростков, озабоченных инженерией, как это сделали в Челябинской области, где в каждой школе создали инженерные классы.
– Мы все знаем, что балерину или фигуриста нужно готовить с трех-четырех лет, и при этом у нас считается, что инженер получится из любого взрослого человека, который не прошёл по конкурсу на экономический факультет. Чудес не бывает: если мы не начнём развивать технические навыки с детства, никакого инженера мы не получим.
Эти слова – логический вывод всего круглого стола: к научно-технической подготовке молодёжи с подросткового возраста нужно повернуться лицом, и некоторые компании это уже делают. Региональные власти тоже имеют определённый задел, который нужно развивать. Результаты «круглого стола» были занесены в итоговое решение, а продолжение дискуссии намечено на 19 октября, когда СоюзМаш выступит на фестивале «Роботех – 2011».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ НОВОСТЕЙ