Заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина отметила, что сегодня в регионе многое делается для подготовки кадров, отвечающих требованиям современного производства. Однако есть и проблемы. Так, в прошлом году край сдал позиции в национальном чемпионате рабочих профессий WorldSkills: мы проигрываем другим регионам по компетенциям «Токарь», «Фрезеровщик» и «Сварщик». Результаты демонстрационного экзамена, проводившегося в 20-ти регионах России и призванного оценить выпускников, также оставляет желать лучшего. В конкурсе проектов наставников нет машиностроителей. А между тем, по убеждению Ольги Николаевны, от машиностроения зависит развитие других отраслей.
- И сегодня важно говорить именно о проблемах, о том, что не получается, чтобы определить, на что надо обратить наше внимание, - подчеркнула замминистра.
Участники «круглого стола» делились опытом реализации различных проектов в области подготовки кадров, указывали на существующие проблемы и возможные варианты их решения.
Так, декан факультета довузовской подготовки Сибирского государственного университета науки и технологий им. М.Ф. Решетнёва Елена Лис рассказала о проекте «Техношкола», который реализуется на базе Школы космонавтики.
– «Техношкола» – это флагманский проект, направленный на выявление, развитие и удержание талантов в регионе для развития производства. Это уникальная образовательная программа, в которой участвует университет и АО «ИСС». 325 учащихся 8-11 классов выполняют проекты под руководством преподавателей вуза для перспективных рынков края. Предварительные результаты были продемонстрированы на конференции «Решетнёвские чтения». Ученики «Техношколы» участвуют в фестивале «Роботех», различных олимпиадах. Для них проводятся занятия в детском технопарке «Кванториум».
Директор Красноярского техникума промышленного сервиса Ирина Магомедова, говоря о перспективах развития отраслевого Центра машиностроения и металлообработки, подчеркнула:
– Меняются технологии в производстве – появляются новые требования у работодателей. Меняются компетенции, меняется и система подготовки.
Расширение профессиональных навыков, отвечающих требованиям предприятий, - сегодня основная задача. Однако без активной позиции работодателей невозможно готовить квалифицированные кадры. Необходимо использовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений и предприятий и активнее привлекать к участию в обучении рабочих и специалистов представителей малого и среднего бизнеса.
Что касается демонстрационного экзамена, необходимо шире привлекать экспертов от предприятий (сегодня лишь 10 % имеют лицензии на это).
В заключение Ирина Анатольевна поблагодарила за сотрудничество АО «Красмаш» и НПП «Радиосвязь». Она отметила, что и министерством образования, и Союзом машиностроителей многое делается для подготовки кадров в крае, но проблемы еще есть. Сегодня назрела потребность разработать региональную концепцию развития образовательных учреждений в сфере машиностроения и металлообработки. Такие примеры в России есть.
Начальник бюро подготовки кадров АО «Красмаш» Елена Малиновская сообщила о том, что сегодня на заводе проводится реконструкция и модернизация производства, технологическое переоснащение. И в связи с этим предприятию приходится сталкиваться с такой проблемой как качество подготовки специалистов и рабочих и длительная адаптация ребят, пришедших не по целевому набору, к условиям производства. Другое слабое место – отсутствие у современных молодых специалистов и бакалавров знаний управленческих функций, что не позволяет устраивать выпускников на должности мастеров. Для решения этих проблем необходимо повышать мотивацию к обучению персонала, его профессиональному росту. Сегодня на Красмаше принято решение трудоустраивать всех ИТР в производственные подразделения, и только после такой «практики» они смогут попасть в конструкторский или технологический отделы.
В настоящее время на предприятии открыто для набора около 200 рабочих вакансий. Красмаш участвует в программе практико-ориентированного обучения, в чемпионатах Worldskills, проекте «Демонстрационный экзамен», заявился на конкурс наставников по шести специальностям. Развивается целевая подготовка, особое внимание уделяется практике студентов. Потому что тот, кто завтра будет работать в условиях нового производства, должен быть хорошо подготовлен и мотивирован. И особая роль в этом принадлежит наставникам, которые должны быть не только профессионалами в своем деле, но и обладать педагогическими навыками, умели работать с молодежью. А для этого необходимо развивать школы наставничества, проводить различные семинары и стажировки для наставников, обмениваться опытом работы.
Вопрос о подлинности знаний, получаемых студентами, участвующими в чемпионатах Worldskills, затронул директор ресурсного центра «Космические аппараты и системы» СибГУ им. М.Ф. Решетнёва Антон Власов.
- Зачастую мы забываем о том, что Worldskills – это лишь «линейка», по которой можно измерить подготовку участника. Мы должны дать такие знания, чтобы они были пригодны не только для чемпионатов, но в первую очередь для реального производства с его технологическими изменениями.
Он также отметил, что сетевое взаимодействие предприятий, образовательных учреждений и ресурсных центров позволяет решать многие задачи, связанные с подготовкой специалистов. В ее основе, по мнению Антона Юрьевича, должен быть практико-ориентированный подход, который исторически сложился в университете и поддерживается его базовыми предприятиями, реализация командных проектов. Именно проект является движущей силой и огромной мотивацией для получения знаний, объединения усилий различных структур. Одним из таких первых проектов стал «Студенческий спутник», реализованный АО «ИСС» и СибГАУ в 2008 году. Есть и новые успешные проекты, в том числе международные.
- Мы искали формы взаимодействия, с кем только не интегрировались и поняли главное - интеграция должна быть не вокруг какой-то структуры, а вокруг идеи. Недавно был проведен интереснейший проект «Космическая одиссея». Как профессионально он был сделан! Инициирующая часть отличная, постановочная, как собрали команду, как направили ее на результат, как победили! Это было здорово! Участники и партнеры «Космической одиссеи» гордились тем, что участвуют в проекте. Почему бы нам не гордиться участием в других сетевых проектах, к примеру, по созданию кары?
Заместитель директора Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций Александр Пугач призвал активнее внедрять в нашем крае национальную систему квалификаций.
– Сегодня в крае работают пять Центров оценки квалификаций (ЦОПов), где оцениваются специалисты из разных отраслей. Наличие квалифицированных специалистов, получивших независимую оценку экспертов, даёт работодателю конкурентные преимущества.
Подводя итог состоявшемуся разговору, модератор «круглого стола» заместитель председателя Красноярского регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Шаров отметил, что он был необходим для того, чтобы обменяться мнениями и опытом, понять, на каком этапе мы находимся в вопросах подготовки кадров.
- Поступили интересные предложения, у нас есть возможность обдумать их и принять соответствующие решения.
Заместитель министра образования Ольга Никитина отметила, что в современном, стремительно меняющемся мире, только активность и инициативность всех участников процесса позволит реализовать многие идеи, принять соответствующие нормативные акты.