Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

28.08.2018

Ученые СибГУ им. М.Ф. Решетнева готовятся исследовать енисейский участок Северного морского пути

Она проводится в рамках стратегического проекта Опорного университета Красноярского края «Геоинформационная система «Енисей-Арктика», который реализуется в 2018-2020 годах. Исследование организовано при поддержке Красноярского краевого отделения Русского географического общества и Университета Тромсё – Арктического университета Норвегии.

Ученые СибГУ им. М.Ф. Решетнева будут исследовать акваторию Енисея – в районе устья реки и Енисейского залива. Специалисты изучат дно и составят батиметрические карты [карты рельефа дна – прим. жур.] с помощью гидроакустических приборов. Позже эти карты будут собраны в единую географическую информационную систему (ГИС). Данная ГИС будет полезна не только для обеспечения нужд судоходства, но и позволит получить точные сведения относительно геологии дна Енисея и Енисейского залива, прогнозировать геоморфологические изменения донных отложений.

«Пески на дне реки подвижны, в связи с этим меняется расположение мелей, а также возникают и исчезают небольшие острова, что создает проблемы для судоводителей. ГИС на базе новейших подводных съемок позволит экипажу судов значительно облегчить свою работу», – рассказывает Александр Гончаров.

Помимо этого, ученые исследует и антропогенные объекты на дне реки. В 2015 году учеными университета под руководством Александра Гончарова был найден английский корабль «Феникс» в Осиновской системе на Енисее (расположена за п. Ворогово в Туруханском районе Красноярского края). В 2016 году в устье реки Сальная Курья удалось найти английскую шхуну «Темза», которая затонула в 1876 году. Командовал ею знаменитый английский капитан Джозеф Виггинс.

«На территории Красноярского края проходит Северный морской путь. Он начал использоваться примерно с XVII века, однако с точки зрения подводной археологии практически не изучался. Кроме найденных нами ранее английских кораблей, мы надеемся изучить и затонувшее южнее Диксона советское судно, которые во время Великой отечественной войны подверглось нападению немецкой подлодки. В будущем для этого мы планируем использовать разрабатываемый нами подводный беспилотный телеуправляемый аппарат», – говорит Александр Гончаров.

В настоящее время уже существует прототип робота, который проходит испытания. Он будет работать по принципу квадрокоптера, только под водой. «Подводный аппарат, над созданием которого сейчас работает наш коллектив, будет дешевле западных аналогов и может быть использован для проведения ремонтно-технических работ судов, например, для «Норильского Никеля», активно использующего северный морской путь, или для «Енисейского речного пароходства», – добавляет Александр Гончаров.

В конце 2018 года будут представлены первые модели геоинформационной системы. А в 2020 году планируется запустить ГИС как для компьютеров, так и в мобильной версии, чтобы любой желающий мог посмотреть, что находится на дне Енисея.

Пресс-служба СибГУ

АРХИВ НОВОСТЕЙ