Профессор, доктор технических наук и заведующий кафедрой электротехники Политехнического института СФУ Виктор Тимофеев рассказал о своем пути в науку, о том, будут ли аккумуляторы смартфонов работать дольше, а также увидим ли мы при нашей жизни создание роботов, как в «Терминаторе».
Виктор Тимофеев на протяжении многих лет является членом регионального совета КРО СоюзМаш. - прим. авторов сайта КРО
Когда вы решили пойти в науку?
Я окончил школу в 1967 году. Тогда строилась красноярская ГЭС — по тем временам самая мощная в Советском Союзе, поэтому тема электроэнергетики витала вокруг меня. Два года после выпуска я поработал электромонтером на целлюлозно-бумажном красноярском комбинате и уже потом пошел учиться на электротехнический факультет сюда, в Политехнический институт.
На втором курсе мы изучали теоретические основы электротехники. На занятиях мы узнавали, как работают электрические цепи переменного и постоянного тока, в чем заключается суть теории электромагнитного поля электрических волн. И работал в те годы очень серьезный преподаватель — Леонид Кузьмич Собочинский, который строго спрашивал по своему предмету, поэтому поблажек не было. Но я старался учиться, и преподаватель предложил заняться научной работой.
Начинал с изучения и проектирования специальных электрических машин торцевого исполнения. Тогда была поставлена производственная задача, как я помню, решить вопрос охлаждения двигателя постоянного тока.
Свой дипломный проект я делал именно по торцевому двигателю. Мои усилия были отмечены премией красноярского комсомола, после чего меня направили на годичную стажировку в Ленинградский политехнический институт с последующим поступлением в целевую аспирантуру, которую я окончил в 1978 году с защитой кандидатской диссертации. Так я и пришел в науку, в область электроэнергетики и электротехники.
После защиты диссертации я вернулся в Красноярский политехнический институт на кафедру теоретических основ электротехники, где и работаю до сих пор и где так же плотно занимаюсь наукой — но уже по тематике, которая актуальна для Красноярска: это прежде всего электротехнологии в цветной металлургии и все вопросы, где нужно применять электрическую энергию.
Литий — ключевой элемент для современных аккумуляторов. Бьются ли сейчас ученые над тем, чтобы техника на литий-ионных аккумуляторах работала дольше?
Проблема в том, что литий очень сильно окисляется, на влажном воздухе он буквально разгорается. Поэтому такие аккумуляторы стараются максимально защитить от влаги.
Сейчас стоит производственная задача сделать аккумулятор как можно легче, но при этом он не должен потерять в емкости. Это сложно.
К слову, мы в Красноярске тоже предлагаем разработки по электротехнологиям производства лития, который, как вы знаете, используется не только в смартфонах и ноутбуках, но и в беспилотниках, электромобилях…
Как «Тесла», к примеру?
Да, там ведь тоже есть вопросы безопасности с этими аккумуляторами — сколько видели случаев их взрывов в машинах. И со смартфонами головная боль: зачастую телефоны с аккумуляторами на основе лития боятся влаги, даже дождь иногда могут плохо переносить.
Но пока что реальной альтернативы аккумуляторам на основе лития нет. Хотя сейчас уже понятно, что следующая революция в этой сфере будет связана с увеличением длительности работы аккумуляторов, может быть, на новой физико-химической основе.
Есть много разработок разных видов аккумуляторов, которые находятся в стадии изучения и тестирования. Я об этом слышал, еще когда занимался наукой в Ленинграде. На химических факультетах этими вопросами занимаются люди, изучающие электрохимию. Я считаю, что в этом вопросе человечество сделает шаг вперед.
Раз уж мы заговорили про сплавы, то попробуем ответить на вопрос, который волнует многих. Робот из жидкого металла Т-1000 во второй части «Терминатора» — это еще фантастика или мы к чему-то подобному придем?
Сейчас это фантастика, но, как и всякая фантастика, она может иметь воплощение и в реальности. Я вспомнил о том, что в наших лабораториях проводят моделирование различных электротехнологических процессов с алюминием. Можно взять алюминиевый сплав, у которого очень высокая температура плавления, около 750 градусов Цельсия. Но в природе есть и материалы, которые по физико-механическим свойствам схожи с алюминием, но у них температура плавления исчисляется буквально в районе десятков градусов: +10, +12. Например, материалы на основе галлия. Изделия из таких материалов могут за секунды переходить из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Можно взять ложечку с галлием, которая внешне не будет ничем отличаться от обычной столовой ложки. Но если ее опустить в стакан с чаем, то она стечет на дно и превратится в жидкость на ваших глазах. То есть перспективные материалы, из которых можно будет пытаться делать что-то подобное, о чем вы говорили, — есть.
Но здесь есть одно «но» — вопрос затраты энергии на трансформацию материала из одного состояния в другое. Законы физики работают беспощадно. Поэтому пока что появления Т-1000 можно не бояться (смеется).
Давайте теперь поговорим об абитуриентах. Если бы перед нами сейчас оказался выпускник школы — почему он должен поступать в Политех?
В мою молодость возле Политехнического института во время приемной кампании буквально толпились черные «Волги» различных начальников — престиж поступления на техническую специальность был высок. Это в том числе способствовало и дальнейшему продвижению по карьерной лестнице. Люди буквально «толкались локтями» при поступлении.
А сейчас обстановка в стране просто обязывает нас восстановить реальное производство — это вопрос буквально выживания экономики и страны. Даже взять те же аккумуляторы: чтобы их создавать, надо развивать изучение химии и материаловедения, создавать целые производственные цепочки с привлечением силовой электроники и микроэлектроники, использовать современные электротехнологии в металлургии и машиностроении.
Спрос на профессиональные знания сейчас огромен. Можно смело идти на любую техническую специальность, и она будет востребована. В том числе и электроэнергетика и электротехника.
Следовательно, у наших выпускников будет и работа, и уважение окружающих. Я думаю, что вы не промахнетесь, если пойдете на любую специальность в Политехе.
Какие-то скажете слова напутствия поступающим?
Я на днях посещал приемную комиссию и видел там абитуриентов, вспомнил себя на их месте. Ребята! Сейчас у вас действительно важный момент в жизни. Во многом он будет определять ваш дальнейший жизненный путь.
Но, во-первых, я не скажу, что этот выбор будет окончательным и бесповоротным. В конце концов, можно перепоступить, если почувствуете, что ошиблись.
А во-вторых, задайте вопрос сами себе: к чему у меня есть способности? Что мне интересно делать? Важно «нащупать» в себе интерес к тому или иному направлению, потому что с этим интересом вам будет гораздо легче и лучше учиться в дальнейшем, после поступления.
Спектр дисциплин в техническом вузе очень широкий. Там есть и цикл гуманитарных наук наряду с огромным пластом физико-математических наук. Даются и фундаментальные, и специальные знания. Все это поможет вам пойти по нужному для вас пути.
Главное — работоспособность, наличие интереса и умение доводить все до конца. Поставил цель — достигни ее. И тогда ты будешь в ладах с собой и чувствовать, что жизнь твоя движется вперед, а не стоит на месте. Желаю вам удачи!
Прием документов в Политехнический институт осуществляется по адресу: проспект Свободный, 79/10 (библиотека), аудитория Б-309; улица Киренского, 26.
Единый справочный номер для поступающих в СФУ: +7 800 550-22-24 или *4024 (только с мобильного телефона).
Автор: Руслан Руденко, ИА "Проспект Мира"