Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

05.02.2024

Промежуточные итоги профориентационного проекта Университета Решетнёва, реализуемого совместно с индустриальными партнёрами, обсудили на Учёном совете

Участие в работе Ученого совета Университета Решетнева, который состоялся 31 января 2024 г., приняли представители индустриальных партнёров вуза (предприятия КРО СМР АО «РЕШЕТНЕВ», АО «Красмаш», ООО «Центр сварки», ООО «КМК»), Министерства образования Красноярского края, члены регионального совета Акбулатов Э.Ш., Мурыгин А.В., Шаров А.С. 
Ключевым вопросом обсуждения стал ход реализации профориентационного проекта по формированию мотивированных абитуриентов для поступления на инженерные направления подготовки, который осуществляется совместно с пулом индустриальных партнёров вуза. С докладом выступил проректор по довузовской, внеучебной деятельности и общим вопросам Д.Н. Деревянных. Он рассказал о промежуточных итогах проекта.
По завершении приемной кампании 2023 года российские вузы, в том числе и самые престижные, сообщили о сложностях, возникших при наборе студентов на инженерные специальности. В связи с этим Университету Решетнёва пришлось оперативно реагировать на ситуацию и корректировать стратегию профориентационной деятельности вуза на 2023/2024 учебный год. Таким образом и родился данный проект.
- Практически все предприятия региона, понимая эту проблему, заинтересованы в ее решении. Наши индустриальные партнёры с полным понимаем и большим энтузиазмом присоединились к инициативе, — заявил Деревянных.
По информации проректора, на подготовительном этапе была проведена масштабная работа сотрудниками факультета довузовской и фундаментальной подготовки по организации проекта. Совместно с предприятиями-партнёрами и институтами были созданы рабочие группы, составлен график посещения общеобразовательных организаций. С октября 2023 года проект был реализован в 294 образовательных организациях региона. В результате было охвачено более 10 000 школьников Красноярского края. Получено около 7 000 контактов для дальнейшей персональной работы.
– Полученные контакты институты и кафедры используют для дальнейшей индивидуальной работы с будущими абитуриентами. Формат этого взаимодействия у каждого института свой. Чаще всего – это рассылка о правилах приёма, о количестве бюджетных мест, о вступительных испытаниях и т.п. Выпускников приглашают на активности институтов, оповещают об олимпиадах, конкурсах. Таким образом, выпускники этого года сопровождаются нашими преподавателями до момента сдачи ЕГЭ и поступления в университет, – добавляет Дмитрий Николаевич.
Такая работа с выпускниками 11-х классов помогает решать вузу неотложную задачу – повышать уровень мотивации при выборе дисциплин для сдачи ЕГЭ, необходимых для поступления на инженерные направления подготовки – профильная математика, физика, химия, биология.
– Мы видим угрожающую статистику выбора предметов для сдачи ЕГЭ выпускниками в Красноярском крае. Аналогичная картина по всей России. Встречаясь со школьниками, мы отметили целый ряд проблемных моментов. В частности, это инфантильность и их низкая вовлеченность в процесс выбора дисциплин для сдачи ЕГЭ. Очень часто за школьника это решение принимает учитель или родители. Это является следствием недостаточной профориентации ребят в средней школе. Школьник недостаточно информирован не только о профессиях, но и не знает предприятия, где он может работать в будущем, – комментирует проректор.
Это ставит перед вузом новую задачу – проведение «Уроков профориентации» со школьниками 8-10 классов. Эта же идея заложена в федеральных методических рекомендациях для проведения урока в 6-11 классах.
По итогам рассмотрения результатов первого этапа проекта, перед институтами была поставлена задача разработки содержания уроков для обучающихся 8-10 классов.
– С таким же предложением мы обращаемся к нашим индустриальным партнёрам. Предварительно мы получили одобрение по дальнейшему участию в совместном проекте от ряда организаций и высокой заинтересованности в оказании посильной помощи при реализации проекта. Мы благодарим всех, кто откликнулся на нашу просьбу и надеемся, что реализация 2-го этапа проекта принесет свои положительные результаты в ближайшее время, – подытожил своё выступление Дмитрий Николаевич.
В свою очередь члены КРО СМР высоко оценили усилия СибГУ и производственных компаний не только по совершенствованию совместной работы по подготовке и переподготовке современных кадров, но и формированию новых программ и расширению профориентационной деятельности, активизации работы со школами, в том числе с учениками 5-7 классов.
Генеральный директор ООО «Центр сварки» Грош О.С. предложила активнее развивать сотрудничество в части стажировок и практик для студентов в «Центре сварки», проводить больше экскурсий для школьников, «чтобы они как можно раньше знакомились с производством, видели интересные технологии и «примеряли» эти профессии на себя». Также она высказалась за совместную с университетом разработку и создание опытно-промышленных образцов техники и оборудования в интересах программы импортозамещения.
Представитель АО «Решетнев» Дятлов Д.В. выступил за расширение контингента школьников для вовлечения их в инженерные классы, для выбора на ЕГЭ точных, «технических» дисциплин. Важная составляющая – социологические опросы школьников и их родителей для определения наиболее интересных для ребят ребят перспективных направлений деятельности, форм подачи материалов и обучения, а также определение факторов, оказывающих решающее влияние на выбор будущей профессии».
Заместитель председателя КРО СМР Шаров А.С. предложил разработать и создать на базе СибГУ универсальную электронную платформу, на которой помимо учебно-методических материалов для абитуриентов и студентов и познавательной информации работодатели могли бы размещать свой контент - презентации, видеофильмы о технологиях, производственных цепочках, профессиях, которые востребованы на заводах. Это бы дало возможность значительному числу школьников, абитуриентов и студентов, в том числе из территорий дистанционно получать необходимую информацию для подготовки к экзаменам, а также знакомиться с будущими местами работы. Кроме того, важным аспектом является разработка и реализация интерактивных проектов по типу ранее реализованного «Малая космическая одиссея», когда школьники в интересной активной форме не только получают знания, практические навыки, но и пробуют себя в различных нестандартных «сложных» ситуациях: оказание первой помощи, «выживание» в условиях тайги, парашютная подготовка.
О значимости комплексного подхода в решении общей проблемы в своём выступлении говорила замначальника отдела общего образования Министерства образования Красноярского края Т.Ю. Шопенкова. Она отметила, что у министерства и вуза уже есть опыт эффективной работы в рамках деятельности специализированных профильных классов инженерной направленности. Самые интересные практики реализуются в Красноярске, Железногорске и Канске. Но, тем не менее, по словам Шопенковой, в крае есть ряд проблем, связанных с профориентацией, начиная со школьного уровня.
– Мы осознаём причины их возникновения и понимаем, как с ними работать. Это три основных направления, по которым мы так же можем сотрудничать с вами. В первую очередь, это развитие новейшей сети специализированных и корпоративных классов. Когда школа успешно взаимодействует с университетом и предприятием – образуется союз, при котором решается комплекс профориентационных и образовательных задач. Успешный опыт у нас с вами уже есть. Теперь его необходимо расширить и начать взаимодействовать с другими образовательными организациями. Тем более, изменился стандарт обучения в старших классах. Профильное обучение становится нормой для каждого общеобразовательного учреждения, – прокомментировала Шопенкова .
Второй вектор работы, по словам Татьяны Юрьевны, это ранняя профориентация, где важную роль будут играть форматы профессиональных проб. «Наша главная задача – дойти до каждого школьника. Поэтому необходимо масштабировать эту идею до уровня края. Будем думать в каких форматах мы можем зайти в отдалённые территории», – добавила она.
Ещё одним направлением для совместной работы может стать деятельность по повышению квалификации самих кадров, которая поможет решить проблему с кадровым дефицитом в школах. По словам представителя регионального минобра, приток этих кадров может идти не только из педагогических университетов, но и из инженерных вузов, таких как Университет Решетнёва. Татьяна Шопенкова выразила надежду на плодотворное сотрудничество в кооперации с вузом и градообразующей промышленностью.

АРХИВ НОВОСТЕЙ