Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

01.03.2012

Обновление предприятий – основа для повышения устойчивости машиностроительного комплекса края


В нем приняли участие представители министерства промышленности и энергетики Красноярского края, машиностроительных предприятий, технических вузов, КНЦ СО РАН, а также приглашенные гости из инжиниринговых и консалтинговых компаний из соседних регионов страны.
Опытом создания высокотехнологичного производства и проведения модернизации поделился заместитель генерального директора и главный инженер ОАО «Информационные спутниковые системы имени М.Ф. Решетнева» В.Ф. Шевердов. Предприятие активно занимается техническим перевооружением в течение последних 10 лет. Связано это с переходом ОАО «ИСС» на освоение и выпуск принципиально новых типов космических аппаратов.
- Модернизация должна проводиться под конкретное изделие, - уверен Валерий Филиппович, - иначе это будет напрасное вложение средств.
Впрочем, с ним согласились не все участники совещания. Так, сложившаяся сегодня система заказов подразумевает наличие у предприятия современного оборудования, под возможности которого разрабатывается номенклатура выпускаемой продукции. И заказчик желает видеть этот перечень. Что должно определять промышленную политику современного предприятия - возможности производителя или потребности заказчика? Этот вопрос остается дискуссионным, и каждый руководитель самостоятельно решает его для себя, составляя программу технического перевооружения.

Российское – значит лучшее
Второй важный вопрос, возникающий при модернизации, - качество оборудования, которое сегодня приобретается, в основном, у зарубежных производителей. С сожалением участники круглого стола констатировали, что сегодня российское станкостроение не развито, а оборудование, закупаемое за рубежом, оставляет желать лучшего. Выход – наладить выпуск станочного оборудования в России. И примеры этого уже есть. Так, в кооперации с Красноярским машиностроительным заводом ОАО «ИСС» разработало и изготовило несколько термовакуумных камер – надежных и прочных. Чего не скажешь о камерах французского и итальянского производства, которые раньше закупала решетневская фирма. Сейчас в ОАО ИСС идет монтаж радиотехнического стенда, комплектацией которого занималась одна из питерских фирм.
Однако это только первые маленькие шаги в развитии отечественного станкостроения. В основном же машиностроители пока еще вынуждены закупать оборудование у зарубежных производителей. И выход здесь предлагается один – проводить аудит предприятия-производителя. На контроле должны быть материалы, технологии, приемка заказа. Только так можно обезопасить себя от некачественного дорогостоящего оборудования, которому предстоит служить, возможно, не один десяток лет.

Микроскопами можно… забивать гвозди
Впрочем, только в нашей стране станки работают по 30-40 лет. Участники совещания предлагают перенять западный опыт, когда обновление станочного парка предприятия проводится каждые 5-10 лет. Ведь именно за этот период оборудование морально устаревает, ему на смену приходят станки нового поколения, позволяющие повысить производительность труда и снизить себестоимость затрат при производстве продукции.
- Можно закупить огромное количество микроскопов и потом забивать ими гвозди, - так образно охарактеризовал основной принцип модернизации некоторых российских предприятий Валерий Шевердов. – Но сегодня мы начинаем понимать, что этот путь тупиковый и двигаемся вперед.
Заместитель генерального директора ОАО «Красмаш» Сергей Богданов подверг критике существующую сегодня систему тендерных закупок оборудования:
- К сожалению, многоуровневая  система тендерных закупок оборудования для крупнейших корпораций в России ведет к тому, что в конце длинной цепочки посредников реальному изготовителю оборудования  достается не более 50 % первоначальной стоимости, при этом сокращается значительная доля времени на изготовление самого оборудования. Предприятия Военно-промышленного комплекса, исполняя такие заказы, порой вынуждены работать на нижнем пределе рентабельности.
По мнению С.Г. Богданова, прямые государственные контракты с предприятиями машиностроения позволили бы гораздо эффективнее контролировать расход бюджетных средств, повысить ответственность изготовителей за качество и сроки поставок.
- Нам нужна развитая система кооперационных связей, объединяющая все большее число действующих предприятий  России, способная  решать вопросы от проектирования до сдачи оборудования «под ключ», - отметил он.

Камень преткновения
Начальник отдела промышленности краевого министерства промышленности и энергетики Ольга Сысоева напомнила собравшимся о роли государства в развитии малого и среднего бизнеса (субсидии, налоговые льготы и пр.), а также о законе, принятом в 2009 году с целью поддержки машиностроительных предприятий. Регулирование взаимоотношений наших предприятий с крупными корпорациями, работающими на территории региона, также под пристальным вниманием краевого правительства.  Без перевооружения нечего и думать о получении от них крупных заказов. А износ оборудования на предприятиях края составляет около 80 процентов.
Сегодня разрабатывается закон о господдержке промышленных предприятий, занимающихся модернизацией производств и покупкой новых технологий.
Но техперевооружение должно быть под производство конкретного продукта, востребованного на рынке.
- Нужны конкретные предложения, значимые, интересные проекты, - подчеркнула О.В. Сысоева. - Но практика показывает, что их у нас не так много.
Участники совещания напомнили о крупном проекте, инициатором которого был Красноярский СоюзМаш, - производстве на территории края грузовых алюминиевых вагонов. Камнем преткновения в его продвижении стали интересы РЖД и нежелание краевого правительства решать эту проблему. Другой значимый для развития малой теплоэнергетики края проект – производство современных мини-котельных с КПД 83(!)% на Красноярском машиностроительном заводе – также тормозится краевым правительством. Интересный проект предложен ООО «Синильга» по развитию на севере края альтернативных энергосистем на базе ветровых установок.
Министерские чиновники, декларируя с высоких трибун различных форумов о развитии собственной промышленности, заказы на выпуск высокотехнологичной продукции отдают в другие регионы или даже за рубеж.

Региональные технологические платформы
Заместитель председателя КНЦ СО РАН, директор СКТБ «Наука» Владимир Москвичев отметил падение уровня машиностроительного производства в Красноярском крае с 25 % в советский период до 7% сегодня. При этом он подчеркнул, что понимание того, что без собственного оборудования и машин страна перспективы не имеет, «сверху» уже есть. Об этом говорили высшие руководители страны Д.А. Медведев и В.В. Путин на съездах Союза машиностроителей России. Сегодня ставка делается на развитие 28-ми федеральных технологических платформ. (Кстати, одна из них будет реализовываться на базе ОАО «ИСС»).
КНЦ СО РАН и Совет ректоров вузов Красноярского края на совещании с губернатором предложили идею создания 12-ти аналогичных региональных технологических платформ. Основная задача – создать условия и механизмы для продвижения научно-технических разработок в производство при жестком контроле власти. В числе первых называется платформа в области машиностроения. Сегодня ведется разработка документов, которые будут регламентировать порядок формирования и реализации региональных технологических платформ. Их перечень также в стадии проработки.
- Технологические платформы – это один из реальных механизмов развития промышленности региона, - считает В.В. Москвичев.
Сегодня разрабатывается нормативная база, при инновационном совете создается рабочая группа, в состав которой войдут представители науки, предприятий и различных министерств Правительства Красноярского края.
Подводя итоги обсуждению, модератор круглого стола, заместитель председателя КРО СМР Андрей Шаров подчеркнул, что без модернизации производства продукция, производимая на территории края, не может быть конкурентоспособной на мировом рынке, и наши предприятия будут испытывать большое давление со стороны зарубежных производителей.
- Инновационно-технологическое обновление предприятий является основой для повышения устойчивости машиностроительного комплекса края и дальнейшего развития его экономики, – отметил А.С. Шаров.

Галина Яковлева

 

АРХИВ НОВОСТЕЙ