На традиционном августовском педсовете в Красноярске работники системы образования обсудили не только вопросы развития школ, но и учреждений среднего профессионального образования (СПО). Итоги прошедшего учебного года подвела и задачи на новый год поставила заместитель министра образования края, член регионального совета Красноярского регионального отделения СоюзМаш России Ольга Никитина.
Ольга Николаевна, в последние годы система СПО успешно и последовательно развивалась. Сейчас что-то изменилось?
- Сегодня в стране для реализации больших перспективных проектов нужны квалифицированные специалисты рабочих профессий и среднего технического персонала. Особое внимание кадрам для реализации проектов в Арктике. В одном только Красноярском крае это «Восток Ойл» Роснефти, угольный кластер на Таймыре компании «Северная звезда», Черногорское месторождение цветных и драгоценных металлов, которое совместно разрабатывают «Норникель» и «Русская платина». Нужны кадры для горнорудных, лесо- и сельхозперерабатывающих проектов КИП «Енисейская Сибирь». Нужный кадры на развитие Восточного полигона РЖД и БАМа в частности. Нужны кадры машиностроительному комплексу. Причём встаёт задача не просто готовить кадры на постепенное замещение и обновление, как мы это раньше делали – мы сегодня практически занимаемся кадровым комплектованием новых и расширяющихся производств. Это принципиально иная позиция.
Какие для этого нужны системные изменения СПО?
- Изменения эти уже идут. Сокращение сроков подготовки молодых специалистов, тесный союз производства и СПО – это краеугольные камни проекта «Профессионалитет». Это мощнейший федеральный проект, и мы в нём участвуем. Два наших кластера начинают работу 1 сентября. Первый кластер – сельскохозяйственный, он огромный – 2.100 человек во всех 11 учреждениях СПО, которые готовят в крае специалистов агропромышленного комплекса (АПК). И это очень хорошо потому, что у нас все учебные заведения АПК вошли в кластер по проекту «Профессионалитет». Теперь для всех один отраслевой подход к подготовке востребованных кадров. Второй кластер – топливно-энергетический, у него свои особенности. Это 500 обучающихся, он специфичен тем, что там очень тесная работа с работодателями и интересное построение образовательных программ. Третий кластер, который мы в этом году выиграли – металлургический. Он перспективный, стартует в 2024 году. В рамках этого кластера запроектировано создание целого мини-завода, это будет уникальный учебный комплекс.
Вроде бы всё идёт успешно?
- Если бы я сейчас сказала, что у нас в СПО всё хорошо, была бы неправа – есть проблемы. У нас нет большого опыта реализации сетевого взаимодействия в условиях интенсификации подготовки. Программы надо унифицировать, очень быстро перестраивать подходы, управленческую деятельность, координацию. Мы сегодня в «Профессионалитете» охватываем 29% от подведомственных министерству образования СПО, а всего в крае – только 18% профессионального образования всех типов, включая вузы, частные структуры и т.д. Стоит задача – 50% профессиональных образовательных учреждений должны войти в кластеры проекта «Профессионалитет» до 2030 года. Будем работать. Нам очень важно, чтобы абитуриенты знали, что они идут именно на «Профессионалитет»: под какие задачи они идут, по каким карьерным траекториям они будут двигаться. «Профессионалитет» - проект федеральный.
А есть в нашей краевой системе СПО оригинальные перспективные разработки?
- Сегодня в стране и в нашем регионе нужны кадры для машиностроительного комплекса – для АО «Красмаш», для АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва»… Нужны кадры без дополнительной адаптации, сразу по приходу на предприятие они должны начать работать. В результате родилась идея подготовки команд для предприятий - своего рода производственно-образовательных бригад. Их смысл заключается в следующем: новые технологии рождаются на предприятиях – и соответственно новые технологии подготовки рождаются в профессиональных образовательных учреждениях. Это новая ситуация в создании программ подготовки, когда студент уже с 1-го курса начинает читать чертежи и входить в производство. Техникумы вышли на индивидуальные образовательные программы, на трудоустройство во время учёбы – 3-курсники у них уже работают на реальном производстве. Это интенсификация образовательного процесса: построение индивидуальных траекторий начинается уже в образовательном учреждении. Я думаю, мы отработаем эту практику и будем транслировать её на всю нашу сеть СПО. Это решение «горячей проблемы» сегодня с сегодняшними студентами.
А в перспективу отрасль СПО смотрит?
- Да. Мы реализуем новый проект – Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Центр создаётся на базе Красноярского технологического техникума пищевой промышленности. Хочу сказать спасибо директору этого техникума Оксане Васильевне Юдиной, потому что она взяла на себя всю тяжесть создания центра: ремонт здания, оборудование, кадры… В чём идея ЦОПП? Принцип «единого окна». Он работает как на перспективные компетенции для системы СПО и подготовки кадров, так и на бизнес – какие программы ему нужны, работает на граждан и школьников. Например, работодатель в этом центре может узнать, где готовят необходимых ему специалистов или заказать их подготовку по целевой программе. СПО, узнав о запросе, разрабатывает программу подготовки и размещает её на цифровой платформе, где её смогут брать в работу другие учреждения СПО. Здесь же школьники и их родители смогут узнать перспективные направления подготовки, выстроить карьерную траекторию. Сейчас в начинающемся учебном году нам нужно апробировать подготовку первой группы школьников, которые будут получать профессии на базе наших учебных заведений. В Москве сейчас на базе всех техникумов 9-10-классники получают первую профессию. Надо понять, как это делать. ЦОПП – это важная единица инфраструктуры в развитии нашей системы профессионального образования. Яркой «витриной» рабочих профессий и так называемых «синих воротничков» в последние годы были чемпионаты WorldSkills. В последнее время они трансформировались в национальный чемпионат молодых профессионалов.
Что изменилось кроме названия? -
На августовском педсовете мы наградили часть наших победителей и призёров чемпионата «Профессионалы» этого года. Ещё часть красноярской команды продолжает участие в финальной части чемпионата по ряду компетенций. Огромное спасибо также командам специалистов СПО, которые принимали у нас в Красноярском крае соревнования этого национального чемпионата – это была непростая задача! За время нашего участия в чемпионатном движении в Красноярском крае созданы – ни много ни мало – 100 центров компетенций! В чём особенность нынешнего момента? Ранее мы работали на мировые стандарты, а теперь – на своего работодателя. 30% задания должны давать работодатели – это очень важная позиция. Плюс стажировки на предприятиях. В этом специфика нынешнего чемпионата «Профессионалы». Нам нужно обязательно определить ключевые отраслевые направления – что для края нужно сейчас? Также список индустриальных партнёров необходимо расширять – это основа основ. И, конечно, хотелось бы сохранить лидерские позиции Красноярского края в чемпионате. И не только в этом…
Что вы имеете в виду?
- Я говорю о чемпионате и движении Абилимпикс для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас эта тема идёт по нарастающей. Мы даже не ожидали, что Абилимпикс примет такой размах в Красноярском крае. На моей памяти это самый удачный межотраслевой проект. Не могу не сказать слова благодарности команде Натальи Валерьевны Журовой (директор Красноярского колледжа отраслевых технологий и предпринимательства, на базе которого создан краевой центр движения Абилимпикс) и её энергетике. Она сегодня ведёт работу со всеми краевыми министерствами – культуры, спорта, социальной политики, Агентством занятости. Все вместе они работают с аппаратом заместителя губернатора Алексея Викторовича Подкорытова. В Абилимпикс Красноярский край занимает в стране 4-ю позицию, уступая только Москве, Московской области и Татарстану. Но ещё важнее – год за годом удерживать это лидерство. Наша ключевая итоговая задача – трудоустройство выпускника. Мы вышли на 82%. Это неплохо, мы благодарим техникумы, которые обеспечили такой показатель. Но, конечно, надо обеспечить 100-процентное трудоустройство участников чемпионата Абилимпикс. В этом году на национальном чемпионате Абилимпикс будет 49 компетенций. 37 компетенций реализуется у нас в Красноярском крае. Мы считаем, что с прицелом на перспективу нужно провести инвентаризацию компетенций: какие активны, а какие нет, какие нужны в Красноярском крае. В рамках Абилимпикс с учётом нынешних реалий нам надо будет организовать работу и с инвалидами-участниками СВО. Она непростая, однако у нас есть успешные практики работы не только со школьниками и студентами , но и со взрослыми людьми, есть педагоги , площадки, оснащённые современным оборудованием.
По информации ИА 1-LiNE https://1line.info/interviews/obshchestvo/obrazovanie/olga-nikitina-pered-srednim-profobrazovaniem-vremya-stavit-novye-vyzovy.html
Фото: Андрей Кузнецов/ 1-LiNE