Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

20.09.2013

Владимир Колмыков: «Я бы не стал драматизировать ситуацию в отрасли»

- Владимир Афанасьевич, сейчас, после «распиаренной» аварии «Протона», все СМИ ругают ракетно-космическую промышленность, а реальное положение дел – выпуск продукции, разработка перспективных проектов - остаются «за кадром» большинства из них.
- Действительно, у всех на слуху инцидент с «Протоном», «Зенитом» и другие космические неудачи последних лет, а между тем основная масса предприятий отрасли стабильно работает, развивается и создает новую высокотехнологичную технику. Так, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» проектирует пилотируемый транспортный комплекс для полетов к Луне, НПО «Энергомаш» создает не имеющий мировых аналогов двигатель тягой в 1000 тонн, а Исследовательский центр имени Келдыша - ядерную энергодвигательную установку. Наш завод, взяв курс на технологическое перевооружение, совместно с партнером – РКК «Энергия» - работает над созданием многофункционального двигателя для разгонного блока на экологически чистых компонентах и выпуском ракетно-космической техники нового поколения. И таких примеров масса. Так что я бы не стал драматизировать ситуацию в отрасли. А что касается «Протона», техническая комиссия разобралась с причинами неудачного старта, были сделаны необходимые организационные и технологические выводы, усилен контроль за исполнением операций на предприятиях-изготовителях, и уже в конце сентября будут возобновлены пуски этой ракеты-носителя.
Кроме того, с Байконура продолжаются пуски РН «Зенит» по программе «Наземный старт». 1 сентября с помощью этой ракеты-носителя и разгонного блока ДМ-SLБ, базовый модуль которого произведен на нашем заводе, был успешно запущен космический аппарат «Амос-4». Для красмашевцев, после потери «разгонника» в июле в составе РН «Протон», это событие стало настоящим праздником. Отличная работа разгонного блока подтвердила его высокое качество и надежность. Мы постоянно работаем над этим. Сегодня на Красмаше в рамках Федеральной космической программы и Гособоронзаказа идет реконструкция и модернизация производства, в том числе и цеха разгонных блоков. Мы закупаем современное оборудование, создаем новые рабочие места, соответствующие мировым стандартам, для выпуска высокотехнологичной продукции оборонного и гражданского назначения. Проводим переобучение и повышение квалификации персонала для работы на новом оборудовании.
В этом году у нас планируется открытие Научно-образовательного центра «Ракетно-космические технологии», который мы создаем совместно с Сибирским государственным аэрокосмическим университетом. Это важное событие как для завода, так и для вуза. Студенты университета под руководством профессоров СибГАУ и специалистов Красмаша смогут здесь обучаться на самом современном оборудовании и программном обеспечении. Кроме того, в НОЦ РКТ будут вестись научно-исследовательские работы по перспективным темам нашего предприятия.

- Расскажите, пожалуйста, о перспективных проектах для развития машиностроительного комплекса нашего края.
- Одно из наиболее перспективных направлений, на мой взгляд, - производство оборудования для нефтяной и газовой отраслей. Сегодня крупные нефтедобывающие компании, работающие в России, закупают его за рубежом. Между тем, краевые машиностроительные предприятия, имея мощный производственно-технологический и кадровый потенциал, могли бы закрывать потребность «Ванкорнефти» и других компаний, работающих на территории нашего региона, по широкой номенклатуре оборудования и сопутствующей продукции. 4 сентября на нашем заводе прошло расширенное совещание руководителей промышленных предприятий и городской администрации под председательством Главы города Э.Ш. Акбулатова, на котором были рассмотрены эти вопросы. Планируется, что на территории Красноярска будет сформирован нефтесервисный кластер с участием нефтедобывающих и машиностроительных предприятий нашего края.
Еще один крупный проект – развитие кластера глубокой переработки алюминия, инициатором которого выступает Красноярское региональное отделение Союза машиностроителей России. В нем будут задействованы металлургические и машиностроительные предприятия (в числе которых КраМЗ, Красмаш, КМК), а также Красноярский научный центр СО РАН и СибГАУ. 5 сентября подписано Соглашение о намерениях между этими предприятиями, Правительством края и администрацией города Красноярска. Согласно этому документу, в нашем городе создается научно-производственный кластер по изготовлению продукции транспортного машиностроения на основе глубокой переработки алюминиевых сплавов.
Реализация этих и многих других проектов позволит обеспечить загрузкой и новыми рабочими местами многие предприятия металлургического и машиностроительного комплексов нашего края, увеличить приток налоговых отчислений в региональный и федеральный бюджеты.
Вообще, если говорить в целом о развитии машиностроения в нашем крае, Красноярским СоюзМашем подготовлена концепция региональной технологической платформы «Инновационные технологии в машиностроении». На ее базе можно будет реализовывать краевые проекты по производству самой современной высокотехнологичной продукции, обеспечив условия для повышения эффективности производства машиностроительной продукции и ее конкурентоспособности.

- Какие основные проблемы машиностроительных предприятий края Вы бы назвали сегодня?
- Сегодня в машиностроительный комплекс нашего региона входят более 70 крупных и средних предприятий. Понятно, что у каждого из них свои проблемы. Но есть и общие: низкая рентабельность производства, которая не позволяет проводить полномасштабное техническое перевооружение предприятий, что, в свою очередь, могло бы обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Краевое правительство по мере возможностей способствует тому, чтобы заказы на машиностроительную продукцию от крупных предприятий, работающих в нашем регионе, оставались в крае, помогая машиностроителям на конкурсной основе формировать портфель заказов. Краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности финансирует наиболее перспективные проекты. Сегодня Красноярский Союзмаш работает в самом тесном контакте с Министерством промышленности и торговли, с городской администрацией, мы достигли взаимопонимания по этому и многим другим вопросам.
Наша задача – содействовать развитию машиностроительного комплекса, объединяя все ресурсы, направленные на обеспечение конкурентоспособности продукции. Это общее дело как хозяйствующих субъектов, так и властных структур, и научно-образовательного сообщества.

- Владимир Афанасьевич, в нашем регионе работают крупные предприятия, работающие в оборонном комплексе страны. У них ситуация лучше?
- Безусловно. Хотя и в «оборонке» сегодня немало проблем. Оборудование оборонных предприятий изношено на 70%, устарело морально. 
Предприятия оборонного комплекса испытывают острую необходимость в трудосберегающем высокоточном оборудовании, автоматизированном на базе цифровых технологий и электроники. Это станки с ЧПУ, обрабатывающие центры, роботизированные комплексы и многое другое.
Надо четко осознать, что никто из окружающих нас «друзей», у которых мы сегодня покупаем оборудование, не заинтересован в развитии России как высокотехнологичного государства. Эти реалии настоятельно диктуют взять направление на развитие собственного станкостроения, сократив до минимума ввоз импортной техники. Предприятия оборонного комплекса должны производить продукцию на отечественном оборудовании с собственными комплектующими. Особенно это важно для электронных систем управления. Ведь современный уровень технологий допускает запустить в систему управления «спящий вирус», который в любое время по команде со спутника или самостоятельно может «проснуться». Это возможно, например, в станках с ЧПУ, которые могут вдруг остановиться, начать выдавать брак или делать непригодные детали, похожие на качественные. А импортных станков в оборонке сегодня не менее половины от их общего количества. Поэтому надо выходить на новый технологический уровень, снижающий (а лучше бы совсем устраняющий) угрозу технологической зависимости от других стран.

- Спасибо, Владимир Афанасьевич, за интервью. Что бы Вы пожелали машиностроителям в канун профессионального праздника?
- Праздник – это повод еще раз выразить им благодарность за добросовестный труд и пожелать крепкого здоровья, личного счастья и, конечно же, дальнейших свершений на благо нашего края и всей России!



Беседовала Галина Яковлева

 

АРХИВ НОВОСТЕЙ