Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

17.08.2015

Путевой репортаж. Автопробег «Красноярк-Байконур-Красноярск»


Итак, утром 15 июля, после торжественных проводов на площади имени В.П. Котельникова, красивых и теплых слов напутствия, многочисленных интервью, счастливчики на четырех автомобилях под прицелами фото- и телекамер, в сопровождении ГИБДД, начали свое путешествие. В их числе 11 представителей краевых машиностроительных предприятий: АО «Красмаш», АО «Информационные спутниковые системы», АО «НПП «Радиосвязь», АО «ЦКБ «Геофизика», а также Сибирского государственного аэрокосмического университета.  В пути нас сопровождали спасатель Сибирского отряда МЧС России и продюсер телекомпании «Афонтово», которая оказала информационную поддержку. Организатором нашего автопробега выступили Красноярское региональное отделение Союза машиностроителей России и летчик-космонавт РФ А.И. Лазуткин при поддержке Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации.
Колонне машин, украшенных логотипами предприятий-участников и большим баннером с маршрутом автопробега, повсюду был дан «зеленый свет». И уже к вечеру мы беспрепятственно добрались до первого пункта назначения – города Барнаул - столицы Алтайского края. Автомобильный навигатор уверенно завернул нас куда-то на окраину. Начались дома частного сектора, совсем не похожие на гостиницы. В чем дело? Заблудились? Нам нужна улица Молодёжная! Оказалось, в Барнауле две улицы носят такое название, и навигатор, ничуть не считаясь с нашими интересами, привел нас на дальнюю из них. Пришлось воспользоваться старинным методом навигации под названием «сарафанное радио», спрашивая дорогу у немногочисленных в этот поздний час жителей…
Утро следующего дня было наполнено приятными встречами и новыми знакомствами. Радушное гостеприимство нам оказали заместитель главы администрации Барнаула Вячеслав Химочка, заместитель председателя Алтайского регионального отделения Союза машиностроителей России Евгений Ганеман, руководитель аппарата Алтайского СМР Виктор Чулюков, председатель Союза журналистов Алтайского края Раиса Голованёва.
На митинг возле Мемориала Славы собрались около 100 жителей Барнаула, руководители районов, представители администрации города, промышленных предприятий и общественных организаций, многочисленные СМИ. Заместитель председателя Красноярского регионального отделения СМР Андрей Шаров тепло приветствовал барнаульцев и рассказал о миссии автопробега.
Вячеслав Химочка отметил, что между Красноярском и Барнаулом давно сложились дружеские отношения.
- Мы всегда готовы встретить гостей, и красноярцы отвечают нам взаимностью. Что же касается пробега, то он еще раз напоминает о важной дате, 70-летии Победы, а также обращает внимание на нашу машиностроительную и космическую отрасли, – подчеркнул он.
Евгений Карлович Ганеман сделал акцент на важности взаимодействия машиностроителей регионов России – только так можно преодолеть трудности и выпускать самую высокотехнологичную продукцию.
Участники автопробега почтили память павших героев Великой Отечественной войны, возложили цветы к монументу. Взаимные теплые приветствия, пожелания доброго пути, телеинтервью, подарки и автографы на память… До чего же милые наши сибирские соседи!

Сибирские корни второго космонавта планетыИ вот мы снова в пути. Делаем 140-километровый крюк, чтобы посетить село Полковниково – родину второго космонавта планеты Германа Титова. Нас уже ждут в государственном мемориальном музее его имени. Директор музея Галина Парошина лично проводит экскурсию. Более 25 лет она руководит музеем, с гордостью показывает его экспонаты, подаренные по большей части семьей знаменитого космонавта, рассказывает об истории развития отечественной космонавтики, о Германе Степановиче, его семье,  замечательном отце Степане Павловиче – бывшем учителе русского языка и литературы. Кстати, именно он был инициатором создания музея. Первоначально он базировался в здании бывшей школы-семилетки, в которой учился Герман Титов, и имел статус школьного музея. Позже к нему была сделана пристройка, и к 50-летию полета, 6 августа 2011 года, в Полковниково был торжественно открыт государственный мемориальный музейный комплекс, экспозициям которого может позавидовать любой именитый музей. Но главная его ценность – здание школы, где учился Герман Титов, его парта, классный журнал, обстановка дома Титовых, с которого начинался жизненный путь знаменитого космонавта.
В год здесь бывает более 20 тысяч (!) посетителей. Сюда часто приезжают космонавты, иностранные делегации, многочисленные туристы. Сегодня музей готовится к юбилею – 11 сентября исполнится 80 лет со дня рождения Германа Титова.
Слушаем рассказ Галины Николаевны с удивлением и гордостью. В этом небольшом сибирском селе заложены мощные культурные традиции. До 1938 года семья Титовых жила в коммуне «Майское утро» (20 км от Полковниково), где в 20-е годы прошлого столетия работал учителем Адриан Митрофанович Топоров. Он стал для местных жителей настоящим просветителем, носителем культуры. Каждый вечер в сельском клубе устраивались читки и обсуждение прочитанного. Толстой, Тургенев, Лесков, Горький, Лермонтов, Короленко, Некрасов, Бунин, Писемский, Помяловский, Муйжель, Григорович, Гоголь, Мольер, Ибсен, Гюго, Гейне, Гауптман, Мопассан, Метерлинк – сибирские бабы и мужики цитировали знаменитых классиков... Организовал Топоров и собственный театр, было в коммуне даже два оркестра. Играли классическую музыку – Чайковского, Римского-Корсакова…
Степан Павлович Титов был учеником Топорова и достойным продолжателем его дела. Человек чрезвычайно интеллигентный, образованный, с большими творческими способностями: он писал стихи и музыку, был художником (в музее хранятся более 700 (!) его работ), играл на различных музыкальных инструментах (когда-то учился три года в Московской консерватории на собранные коммуной средства). Свою жизнь он посвятил детям, став учителем в селе Полковниково (имел почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР»). Создал здесь оркестр народных инструментов. Степан Павлович признавался, что всем лучшим, что есть у Титовых, они обязаны своему первому учителю — Топорову. Кстати, своих детей он назвал любимыми литературными именами пушкинских героев – Герман и Земфира. Правда, для Германа это сыграло роковую роль. Когда решался вопрос о том, кто полетит первым – Титов или Гагарин – Хрущев якобы сказал: «Что это за имя для первого советского космонавта?!»
«Алтай – моя малая родина, моя большая любовь!» - признался однажды Герман Степанович. Он часто приезжал сюда, в последний раз - в августе 2000 года, за месяц до внезапной смерти…
- Здесь, на Алтае, живут друзья юности Германа Степановича, здесь помнят его – улыбчивого, доброго, настоящего, НАШЕГО, - завершает свой рассказ директор музея.

Рыбалка в пустынеНаш автопробег продолжается. В тот же день вечером пересекаем границу неподалеку от Павлодара. Объясняем русским и казахским пограничникам цель своего приезда, везде находим понимание. В Павлодар приезжаем уже ночью. Город встречает нас… салютом и праздничным шествием по центральным улицам. Оказывается, с таким размахом здесь отмечают День металлурга. Улицы перекрыты местными гаишниками. К гостинице по навигатору не проехать. Выручает местный житель, показавший нам дорогу по окраинным закоулкам. Вообще, надо сказать, казахи очень добрые и отзывчивые люди.
Три дня (около 2000 км) наш путь проходит по Казахстану. В центральных районах республики повсюду ведется строительство дорог. Глотая пыль, едем по объездным дорогам со скоростью 20 км/час. В 100 км в стороне от нашего маршрута – столица Казахстана Астана. В этом году город отмечает юбилей. Очень хочется взглянуть на него. Но… все рассчитано по часам, мы не можем опоздать на Байконур. Проезжаем Караганду, останавливаемся в Жезказгане. До чего красивый, самобытный город! Именно здесь встречают вернувшихся с небес космонавтов (они приземляются в степи неподалеку от этого города).
За Жезказганом начинается пустыня. Как потом узнали – Сарыарка. До Кызылорды 400 км. В пути ни одного селения, ни одного придорожного кафе, ни одной автозаправки. Связь между собой только по рации (спасибо НПП «Радиосвязь»!). Асфальт как будто пообкусали по краям и выдолбили внутри. Впрочем, вскоре он вообще закончился.
За бортом более 40 градусов и горячий ветер – суховей. Он гонит по пустыне перекати-поле – сухие кустики, из которых непонятно как потом вырастет что-то живое… В первый раз в жизни наблюдаю образование небольшого смерча. Песчаные вихри-столбы то и дело появляются на горизонте.
Замечаем стадо диких верблюдов, проводим фотосессию маленького, любопытного варанчика, с удовольствием позирующего перед камерой. Кажется, это и все обитатели здешних мест… Примерно через 200 км пейзаж внезапно меняется. Появился зеленый кустарник и… речка. Что это? Мираж?! Подъезжаем ближе – не мираж. Действительно, речушка, неизвестно откуда взявшаяся и неизвестно куда бегущая (как нам потом объяснили – в Сырдарью, главную реку южного Казахстана). На ее берегу пасется стадо диких лошадей, а в воде просто кишит рыба. Не можем отказать себе в удовольствии искупаться и даже порыбачить. Минут за 15 на удочку (без наживки!) попались штук шесть окуньков – их тут же отпускали на волю. Кто бы мог подумать, что лучшая рыбалка – в пустыне!
Речушка вскоре исчезла так же внезапно, как и появилась, и опять длинные километры пустынного бездорожья… Когда, наконец, появился асфальт, наши водители готовы были целовать его. Испытание пустыней в первый раз выдержали все автомобили. Мелкие неприятности в виде проколотого колеса и отказавшего кондиционера не в счет. Ночуем в Кызылорде. Наутро запасаемся провизией на местном рынке (до чего же вкусные и дешевые там арбузы и дыни!) и снова в путь.

Космический «форпост»В Байконур прибыли без потерь и в строго назначенное время. Нас встретила представитель Космического центра «Южный» - филиала ЦЭНКИ - Ольга Пичугина, которая на все время пребывания в Байконуре стала нашим гидом. Нельзя не сказать несколько слов об этом удивительном городе – «колыбели» отечественной космонавтики. В этом году, кстати, ему исполнилось 60 лет. В 1955 году, неподалеку от маленькой железнодорожной станции Тюра-Там началось возведение космодрома (в то время, правда, его называли испытательным полигоном), а рядом строился поселок Заря, позже получивший название Ленинск, а потом и Байконур. Интересно, что «настоящий» Байконур находится километрах в 400 от космодрома. Говорят, чтобы сбить с толку иностранные разведки, там даже были построены деревянные стартовые сооружения и макеты ракет…
Байконурцы (местных жителей немногим более 70 тысяч) любят свой город, превратившийся их стараниями в настоящий оазис среди выжженной степи (в день нашего приезда на Байконуре «похолодало» до +36 градусов).  Повсюду замечаем оросительные системы, деревья, цветы. Это маленький кусочек России (даже автомобили имеют номера 94-го региона РФ), местной валютой здесь является рубль (в Казахстане – тенге). Здесь всё напоминает о космосе. Центральный проспект носит имя Сергея Павловича Королёва, одна из улиц – генерала Шубникова – начальника строительства космодрома. Есть улица космонавта Комарова, а любимое всеми гостями кафе названо романтично «Звёздным небом». На улицах города много «космических» памятников. Главный из них – Юрию Гагарину. Он ориентирован таким образом, что 12 апреля восходящее солнце оказывается над головой первого космонавта планеты. Он словно держит его в поднятых руках.
За три дня до старта, в 7 часов утра, по давно заведенной традиции (надо сказать, что, начиная с Королева, все работники космической отрасли являются весьма суеверными и не любят менять раз и навсегда установленный порядок), из монтажно-испытательного корпуса космодрома (МИК) выезжает ракета-носитель. До стартового комплекса ее везет специальный тепловоз. Расстояние до площадки № 1 (Гагаринского старта) 7,5 км. Время в пути – полтора часа. Впереди тепловоза идут обходчик с собакой. Сверху путь контролируется с вертолета. На переезде ракету ожидают журналисты, немногочисленные гости, космонавты-дублеры. Это тоже традиция. Железнодорожные пути в этом месте тщательно охраняются – безопасность прежде всего…
На стартовом столе ракету с помощью специального подъемника медленно переводят в вертикальное положение. (Говорят, у американцев другая технология сборки носителя – его собирают и везут на старт сразу вертикально). Затем ее обжимают фермы, с помощью которых будут вестись заключительные предстартовые работы.
За подъемом ракеты наблюдают  зрители, допущенные на космодром. Наша делегация хорошо заметна – мы в одинаковых белых футболках с логотипом Союза машиностроителей России. Появляются дублеры – Юрий Маленченко и двое Тимоти – Пик и Копра. Приветствуем их, фотографируемся, берем на память автографы. Юрий Иванович приятно удивлен, узнав, что мы приехали из Красноярска – лет 10 назад он был в нашем городе, заезжал в СибГАУ. С удовольствием расписывается в книге пожеланий студентам университета, которую привезли участники автопробега. Эта книга будет передана в музей СибГАУ.
Наш старт 499-й. Каждый запуск сначала обозначался звездочкой. Затем стали рисовать звезды-десятки, а потом и сотни.

Лунное париС Гагаринского старта едем в музей космодрома. Девушка-гид с замечательным именем Венера проводит экскурсию по его многочисленным залам. Интереснейший рассказ о строительстве космодрома, его людях, пусках. В истории отечественной космонавтики были и победы, и трагедии. Так, 24 октября – «черный» день космодрома. В этот день не проводятся пуски, здесь поминают тех, кто стал жертвами двух страшных аварий, происшедших на космодроме 24 октября 1960 и 1963 годов. В первый раз это произошло с ракетой Р-16 Михаила Кузьмича Янгеля (несанкционированный запуск двигателя второй ступени и взрыв ракеты), второй – с ракетой Р-9 Сергея Павловича Королёва (пожар в пусковой шахте).
Наше внимание привлекла очень интересная фотовыставка. Она составлена из неофициальных снимков, которые не могли попасть в газеты: отдых первых космонавтов на пикнике, на рыбалке, свадьба Терешковой и Николаева. Вот Леонов готовит стенгазету ко Дню Нептуна, а Титов лепит сибирские пельмени. Гагарин в форме хоккеиста, с клюшкой в одной руке и… с сигаретой в другой. А вот Гагарин-«Нептун» – с бородой и короной. Эти фотографии сделаны Борисом Алексеевичем Смирновым, который был «приставлен» к первому отряду космонавтов по указанию Хрущёва. Благодаря ему, мы сегодня можем увидеть настоящую, земную, не приукрашенную и не вымаранную цензорами, жизнь первых покорителей Вселенной.
В музейный комплекс Байконура входят домики С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина. Они расположены неподалеку от МИК. В конце 50-х добраться из поселка до космодрома было проблематично, дорога занимала 2-3 часа. В целях экономии времени Сергей Павлович поселился в одном из этих маленьких домиков (он жил там во время своих многочисленных командировок на полигон). Три небольшие комнаты – рабочий кабинет, спальня, гостиная. Поражает их скромная обстановка. Сергей Павлович был крайне неприхотлив в быту. И когда ему предложили поменять мебель на более комфортную – наотрез отказался, даже не позволил передвинуть ее с места на место, так как любил раз и навсегда заведенный порядок.
В гостиной замечаем фотографию винной бутылки, ее музею подарила дочь Королёва - Наталья Сергеевна. Вот какая история связана с этим вином. В 1957 году между известным французским виноделом и советским послом во Франции было заключено пари: кто первым увидит обратную сторону Луны, сфотографирует ее, тому винодел пошлет в дар 1000 бутылок коллекционного вина. Он легко пошел на этот спор, считая, что покорение нашей небесной соседки – дело далёкого будущего. Но когда в 1959 году советский спутник облетел Луну и передал на Землю снимки, виноделу пришлось сдержать свое слово и передать в Академию наук СССР 1000 бутылок вина. Только три из них достались лично Королёву – главному «виновнику» выигранного пари…
В домике Гагарина и Титова (там до 1965 года все первые космонавты, включая Леонова и Беляева, ночевали перед стартом) тоже аскетическая обстановка. В одной из комнат две солдатские железные кровати для космонавтов, прикроватные тумбочки без ручек. По традиции, отдавая дань уважения к первопроходцам космоса, сюда перед стартом приезжают экипажи, бывают разные делегации.
В 1975 году, к приезду на космодром американской делегации по программе «Союз-Аполлон», здесь сделали ремонт, старую мебель вывезли на склад. Узнав об этом, Титов был вне себя от гнева: «Если я спал на железной кровати, то она и должна быть там! И солдатская тумбочка без ручки!» После этого раритеты вернули на место…

«Крайние» часы на ЗемлеТри предстартовых дня насыщены множеством мероприятий и встреч. Участвуем в предполетной пресс-конференции космонавтов, посещаем музей города Байконур, аллею космонавтов (по традиции, каждый, кто в первый раз отправляется в космическую командировку, садит дерево возле гостиницы «Космонавт»), встречаемся с космонавтом Александром Лазуткиным.
Финальное мероприятие – проводы экипажа из гостиницы «Космонавт» за несколько часов до старта. Небольшое пространство перед гостиницей забито журналистами (их аккредитовано около 100 человек). Самые опытные фотокорреспонденты и телеоператоры привезли с собой складные стремянки. Среди гостей наиболее заметная японская делегация. Все одеты в кимоно с «космическим» рисунком, в руках транспарант - японцы большие патриоты, сегодня они провожают в первый полет Кимия Юи. Раздается песня «Трава у дома», космонавты выходят из гостиницы. Улыбки, приветствия, пожелания счастливого полета… Челл Линдгрен, который тоже впервые отправляется в космическое путешествие, поднимает вверх большой палец, показывая нам: «Все хорошо». Машем ему в ответ. Основной и дублирующий экипажи садятся в разные автобусы («Байконур» 001 – у основного, «Звездный» 002 – у дублеров). Трогательное прощание с родными через стекло (Олег Кононенко сложил сердечком ладони, кто-то с той стороны поднял ребенка, и они соединили сердечки через стекло), они не увидятся с ними полгода… Автобусы едут на космодром.
В МИКе одевание скафандров, проверка их на герметичность, подгонка ложементов, в которых космонавтам предстоит быть на корабле. Наконец, выход на доклад Госкомиссии под председательством руководителя Роскосмоса И.А. Комарова и отъезд к стартовому комплексу.

Поехали!Предстартовая подготовка длится три часа. Нас вместе с журналистами везут на наблюдательный пункт (он находится в 1,8 км от старта). Здесь хорошо слышны команды, видно освещенную ракету. Пуск ночной. Днем небо было затянуто облаками, и мы переживали, что не сможем наблюдать за стартом. Но, как по заказу, оно вдруг прояснилось, засияли звезды, расплескался Млечный Путь. Огромный пустынный космодром, смотрящие в небо радары, ракета, звезды – этот инопланетный пейзаж создавал впечатление нереальности происходящего, казалось, что мы не на Земле…
Три часа томительного ожидания и вот – пятиминутная готовность. Камеры нацелены на ракету, корреспонденты застыли с микрофонами в руках, готовясь к прямому эфиру. Все замерли в полнейшей тишине. И вдруг из толпы: «Смотрите, - МКС!» Действительно, над нами медленно пролетала довольно крупная «звездочка». Кто-то из журналистов пошутил: «Стартуйте скорее, еще успеете!» Это мгновенно разрядило обстановку, все заулыбались.
- Протяжка… Продувка… - слышим из динамиков. - Минутная готовность…
Сердце бешено бьется, готовое вот-вот выпрыгнуть из груди. Ночная степь озаряется ярким пламенем, будто это не двигатели включились, а само солнце… Добежавшая звуковая волна заставляет дрожать тело, мощный рокот обволакивает всё вокруг. И кажется, на свете есть только ты и ракета, ты сливаешься с ней в одно целое, разговариваешь с ней, как с живой: «Лети, родненькая, лети!». Всё внимание на факел, уходящий в небо, – почувствовать этот момент каждой клеточкой, запомнить навсегда!
- Есть отделение первой ступени, - доносится со старта на 118-й секунде полета.
- Наша отработала, - слышим вздох облегчения создателей первой ступени.
530-я секунда полета – успешное отделение третьей ступени – корабль на орбите! Все аплодируют, обнимаются, поздравляют друг друга… Русские, японцы, американцы объединились в эмоциональном порыве. Сияющие лица, горящие глаза.
- Это так грандиозно! – делится впечатлениями участник автопробега, сотрудник СибГАУ Андрей Разгоняев. – Ощущаешь мощь двигателей и понимаешь серьезность работы конструкторов и всех, кто создал ракету. Испытываешь уважение и гордость за них!
- За дни пребывания на Байконуре мы так сжились с этим событием, что провожали ракету как родную, будто сами ее собирали, - рассказывает студент СибГАУ Артем Маслов. – Смотрели с замиранием на старт, переживали за космонавтов, будто это наша семья. Это воспоминания на всю жизнь! Я очень рад, что учусь в Сибирском аэрокосмическом университете!
- Ради этих секунд стоило ждать несколько часов, - согласен с ним и Валентин Романенко, инженер АО «ИСС». – Старт ракеты словами не опишешь, это надо переживать. Гордость за нашу технику. Нам очень повезло, что мы увидели всю технологию запуска – от вывоза ракеты до ее старта. Надо привозить сюда наших ребят, чтобы они сами видели эту мощь и понимали, что знание – это великая сила! Нам нужно пропагандировать свою отрасль, показывать, что за годы разрухи ее не развалили, она жива и развивается. И в этом смысле наш автопробег выполнил свою миссию: в пути люди замечали наши машины, задавали вопросы, удивлялись, что это мы создали систему ГЛОНАСС, а не американцы. В «Буране», который стоит у музея космодрома, в грузовом отсеке находится наш спутник. Я лично когда-то 2 месяца жил на Байконуре, перебирал его. Оказывается, работники музея не знали, как он называется. Я подарил им книгу об ИСС, рассказал про этот и другие спутники, которые изготавливает наше предприятие.
- Для нашего университета это значимое событие, - отметил ректор СибГАУ Игорь Ковалёв, встречая участников автопробега. – Взаимодействие с нашими базовыми предприятиями под эгидой СоюзМаша – это ключевая линия, которой мы придерживаемся и достигаем наилучшего результата.
Подводя итог автопробегу, заместитель председателя КРО СМР Андрей  Шаров подчеркнул:
- Очень важно, что наши предприятия объединились вокруг такого мероприятия и единым коллективом выполнили возложенную на них задачу. И теперь у каждого из них есть еще одна интереснейшая страница в истории. Это важно и для тех, кто работает сегодня в нашей отрасли, и для будущих поколений.

Здравствуй, Родина!Наш двухнедельный автопробег подходит к концу. Уставшие, но счастливые возвращаемся в Красноярск. Столько впечатлений, эмоций, радости общения! Дорожные трудности, поломка одного из автомобилей на обратном пути быстро забываются. Пересекаем границу, с удивлением замечаем березки. Откуда?! Ведь всего 500 метров назад, там, в Казахстане, их не было! Так захотелось обнять родные деревца! Здравствуй, Россия!

Галина Яковлева, участник автопробега от АО «Красмаш»
Участники автопробега благодарят всех его организаторов и лично И.А. Комарова – руководителя Роскосмоса и куратора Красноярского регионального отделения Союза машиностроителей России.












АРХИВ НОВОСТЕЙ