Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России
+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru
Главная
О КРО СМР
Цели и задачи
Устав
Программа
Руководство
Члены Регионального совета КРО СМР
Предприятия и организации КРО СМР
Правила приема юридических лиц
Правила приема физических лиц
Новости
Новости КРО СМР
Архив новостей
Наши проекты
Космическая одиссея
Малая космическая одиссея
Дуальное практико-ориентированное образование
Многопрофильная олимпиада "Звезда"
Молодые профессионалы (World Skills)
Неделя без турникетов
Конкурс профмастерства
Конкурс детского рисунка
Молодежный совет КРО СМР
Цели и задачи
Проекты Молодежного совета
Медиаматериалы
Фото материалы
Видеоматериалы
Видеоматериалы
Контакты
Главная
Новости
Новости КРО СМР
Подготовка кадров для промышленности – диалог во имя прогресса
23.09.2016
Подготовка кадров для промышленности – диалог во имя прогресса
Приветствуя участников «круглого стола», председатель КРО СМР, генеральный директор АО «НПП «Радиосвязь» Ринат Галеев подчеркнул: «Мы начали заниматься дуальным образованием, понимая, что вузы в одиночку не смогут подготовить специалиста, отвечающего требованиям промышленных предприятий. И сегодня мы уже видим отдачу от совместной деятельности в рамках проекта: молодые люди, приходящие к нам на производство по программе дуального образования, изначально готовы к работе с тем программным продуктом, который имеется на предприятии, их не нужно доучивать или переучивать, они приносят реальную пользу, выполняя работы по тематике завода».
Содержательная и продуктивная дискуссия несла в себе не только статистические данные и оценку существующих и очевидных для всех проблем, но и конкретные предложения относительно возможностей их решения.
Открылся круглый стол задающим направление дальнейшей работе доклад Ольги Никитиной, заместителя министра образования Красноярского края, описывающий один из возможных путей разрешения сложившейся ситуации в три этапа: «Первое: должно быть организовано сетевое взаимодействие, чтобы сильные стороны выделить, наработанные у каждого учреждения, и создать управленческую структуру, координирующую эти процессы. Второе: необходимо организовать дискуссионную площадку об образе будущего образования, потому что образование в машиностроении будет совершенно другим, будет в нём и комплексирование профессии, и унификация, и детализация компетенций. Дискуссия, которая состоялась сегодня, лишний раз доказала: мы не можем замыкаться в существующей парадигме образования. Был период, когда у нас все были отдельно: предприятия, ВУЗы – это неправильно. Нужно считывать вызовы и формировать практики. Должна быть связь вызовов и практик. Третье: нужно выстроить другую модель обучения - обучения по заказу предприятий. И чтобы уже сегодня формировались команды рабочих для участия в этом обучении». Также Ольга Николаевна дала комментарий по поводу прозвучавшего среди участников круглого стола вопроса о расширении возможностей участия предприятия в образовательном процессе при условии снижении налогового бремени: «В работе Минфина находится инициированное АСИ (Агентством стратегических инициатив – прим.ред.) и Минобром о внесении изменений в налоговое законодательство и бюджетный кодекс. Эта проблема осознана, и она решается».
Объёмный и глубокий анализ был представлен в презентации АО «РТЗ» по теме «Проблемы кадрового обеспечения АО «НПП «Радиосвязь» ведущим инженером предприятия Натальей Ориной: спикер обозначила острую проблему несоответствия уровня университетской подготовки профессиональным требованиям предприятия, комплексное решение которой началось в 2008 году с сотрудничества с Сибирским Федеральным университетом и Красноярским колледжем радиоэлектроники и информационных технологий. «Прежде приходящих выпускников приходилось переучивать, и это стоило очень дорого: сначала пять лет учить в институте, а потом и на производстве. Однако на данный момент на предприятии при содействии СФУ создано 9 базовых кафедр, 3 научно-технические лаборатории, на которых обучающиеся не только знакомятся с ПО и оборудованием, но и участвуют в инженерных, конструкторских, технологических процессах. Для образовательных целей на предприятии выпускается лабораторно-исследовательский комплекс «Глория» для изучения электротехнических характеристик электрических схем и цифровых устройств с помощью виртуальных измерительных приборов. Этот комплекс очень востребован как в ВУЗах, так и в учреждениях средне-специального образования». Докладчик отметила, что на предприятии весьма сильна социальная поддержка сотрудников: АО «НПП «Радиосвязь» единственным в крае выполнило указ Президента и построило жильё для своих сотрудников. Помимо этого Натальей Юрьевной актуализирована и другая не менее острая проблема: необходимость налоговой льготы на прибыль предприятия, направленной на поддержку образования.
Далее интересные и по-своему яркие выступления продемонстрировали как представители краевых предприятий, так и гости конференции.
Михаил Сазонов, гость конференции из Санкт-Петербурга, представляющий ФГКВОУ ВПО «Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Будённого», представив яркий доклад «Использование инновационных образовательных методов и технологий при подготовке специалистов высокотехнических должностей», особо отметил необходимость синхронизации существующих технологий с образовательным процессом: «Нужно, чтобы сегодня они изучали то, что будет в эксплуатации к их пятому курсу: мы должны дотягивать образовательный процесс до уже существующих технологий». Относительно того, что должно стать следующим шагом в решении проблем, озвученных на дискуссии, Михаил Александрович заметил: «Важна функционализация и интерактивизация процессов обучения. У нас (в образовательном учреждении, которое представляет респондент – прим. ред.) сейчас развивается тенденция виртуальной реальности – в этом я и вижу следующий шаг развития процессов подготовки и переподготовки кадров. Сейчас за парты приходит «поколение гаджетов», они воспринимают такой процесс обучения, как компьютерные игры, к которым они привыкли, и всё идёт эффективнее и быстрее».
Принимавший участие в конференции заместитель генерального директора АО «Информационные спутниковые системы» имени академика Ф.М. Решетнёва» Сергей Кукушкин обратил внимание на предваряющие непосредственно подготовку кадров процессы: «Нужна профориентация, причём ранняя – с детского сада!». Оценивая недостаточную степень информированности потенциальных кадров промышленности об этой сфере, Сергей Геннадьевич предложил к оценке вопрос о необходимости создания единого информационного центра о существующих промышленных предприятиях региона и их работе. Также спикер оценил уже существующие начинания: «Детские технопарки – прекрасная идея, я считаю, что хотя бы один должен быть здесь, у нас. Легоконструирование – отлично, но почему именно «лего»? Можно ведь использовать и наши разработки. Вообще, во всей этой работе делать что-либо в этом направлении только внутри своего ВУЗа, разрозненно – неправильный метод», этой мыслью подкрепив слова заместителя министра образования Красноярского края О.Н. Никитиной: «Мы не можем замыкаться в существующей парадигме образования. Был период, когда у нас все были отдельно: предприятия, ВУЗы, средне-специальные образовательные учреждения – это неправильно».
Максимально лаконично и информативно высказался о проблеме столичный гость конференции Андрей Насонов - технический директор ООО «Остек-Электро», скомпоновав доклад «Проблема несоответствия программ подготовки кадров требованиям, обусловленным современным уровнем развития технологий» всего лишь в несколько ярких примеров и ёмкий вывод: «Уже сейчас развитие технологий шагнуло много дальше образовательных процессов; количество незаметно переросло в качество. Нам не хватает профессий. Например, тестового инженера. И ввод образовательных программ этих недостающих профессий нужен уже сейчас. С этим связаны производственные процессы: при необходимости перепрофилирования производства оно станет «золотым». Так что нужно переоценить процесс производства, его рентабельность и возможность оптимизации».
Непосредственно в ходе конференции разгорались принципиальные споры о том, что должно быть первоначальным: образовательный процесс или технология. Кроме того, «камнем преткновения» был назван один из принципов дуального образования для предприятий оборонно-промышленного комплекса, в основе которого заложен жизненный цикл изделия. «А как мы будем готовить специалистов через 10-15 лет, когда программа вооружений будет завершена, и предприятия перейдут на выпуск гражданской продукции?» - задал вовсе не риторический вопрос профессор СибГАУ, член регионального совета КРО СМР Владимир Усаков.
В результате проведения круглого стола сформировалось несколько основных предложений от разных участников:
- необходимость интерактивизации процессов обучения с целью повышения мотивации обучающихся;
- синхронизации текущего уровня технического прогресса с образовательными процессами с целью снижения разрыва между приобретаемыми компетенциями и оборудованием, с которым предстоит работать выпускнику;
- организация сетевого взаимодействия с целью выделения наработанных каждым участником сильных сторон в процессах подготовки и переподготовки кадров для промышленности;
- выстраивание модели обучения кадров для промышленности по схеме поступления заказа на это обучение со стороны предприятия;
- ранняя профориентация, создание образовательно-культурных объектов для подрастающего поколения (как пример такого объекта – детский технопарк), обучение детей новым дисциплинам типа легоконструирования на отечественном базисе (в данном случае – альтернативном конструкторе);
- срочное введение в список программ обучения специальностей, которые нужны на производстве уже сегодня (как пример – специальность «тестовый инженер»).
Главным показателем эффективности проведённого круглого стола является то, что участники порой высказывали мнения и взгляды на проблему в одном и том же ключе, что свидетельствует о направленности спикеров на продуктивность мероприятия, едином представлении о проблеме, единодушии, а значит о наличии предпосылок к решению обсуждаемых проблем.
Резолюция круглого стола направлена его участникам.
АРХИВ НОВОСТЕЙ
2024
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
2023
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2022
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2021
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2020
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2019
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2018
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2017
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2016
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2015
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2014
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2013
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2012
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2011
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2010
февраль
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь