Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

23.09.2016

Подготовка кадров для промышленности – диалог во имя прогресса

Приветствуя участников «круглого стола», председатель КРО СМР, генеральный директор АО «НПП «Радиосвязь» Ринат Галеев подчеркнул: «Мы начали заниматься дуальным образованием, понимая, что вузы в одиночку не смогут подготовить специалиста, отвечающего требованиям промышленных предприятий. И сегодня мы уже видим отдачу от совместной деятельности в рамках проекта: молодые люди, приходящие к нам на производство по программе дуального образования, изначально готовы к работе с тем программным продуктом, который имеется на предприятии, их не нужно доучивать или переучивать, они приносят реальную пользу, выполняя работы по тематике завода».
Содержательная и продуктивная дискуссия несла в себе не только статистические данные и оценку существующих и очевидных для всех проблем, но и конкретные предложения относительно возможностей их решения.
Открылся круглый стол задающим направление дальнейшей работе доклад Ольги Никитиной, заместителя министра образования Красноярского края, описывающий один из возможных путей разрешения сложившейся ситуации в три этапа: «Первое: должно быть организовано сетевое взаимодействие, чтобы сильные стороны выделить, наработанные у каждого учреждения, и создать управленческую структуру, координирующую эти процессы. Второе: необходимо организовать дискуссионную площадку об образе будущего образования, потому что образование в машиностроении будет совершенно другим, будет в нём и комплексирование профессии, и унификация, и детализация компетенций. Дискуссия, которая состоялась сегодня, лишний раз доказала: мы не можем замыкаться в существующей парадигме образования. Был период, когда у нас все были отдельно: предприятия, ВУЗы – это неправильно. Нужно считывать вызовы и формировать практики. Должна быть связь вызовов и практик. Третье: нужно выстроить другую модель обучения - обучения по заказу предприятий. И чтобы уже сегодня формировались команды рабочих для участия в этом обучении». Также Ольга Николаевна дала комментарий по поводу прозвучавшего среди участников круглого стола вопроса о расширении возможностей участия предприятия в образовательном процессе при условии снижении налогового бремени: «В работе Минфина находится инициированное АСИ (Агентством стратегических инициатив – прим.ред.) и Минобром о внесении изменений в налоговое законодательство и бюджетный кодекс. Эта проблема осознана, и она решается».
Объёмный и глубокий анализ был представлен в презентации АО «РТЗ» по теме «Проблемы кадрового обеспечения АО «НПП «Радиосвязь» ведущим инженером предприятия Натальей Ориной: спикер обозначила острую проблему несоответствия уровня университетской подготовки профессиональным требованиям предприятия, комплексное решение которой началось в 2008 году с сотрудничества с Сибирским Федеральным университетом и Красноярским колледжем радиоэлектроники и информационных технологий. «Прежде приходящих выпускников приходилось переучивать, и это стоило очень дорого: сначала пять лет учить в институте, а потом и на производстве. Однако на данный момент на предприятии при содействии СФУ создано 9 базовых кафедр, 3 научно-технические лаборатории, на которых обучающиеся не только знакомятся с ПО и оборудованием, но и участвуют в инженерных, конструкторских, технологических процессах. Для образовательных целей на предприятии выпускается лабораторно-исследовательский комплекс «Глория» для изучения электротехнических характеристик электрических схем и цифровых устройств с помощью виртуальных измерительных приборов. Этот комплекс очень востребован как в ВУЗах, так и в учреждениях средне-специального образования». Докладчик отметила, что на предприятии весьма сильна социальная поддержка сотрудников: АО «НПП «Радиосвязь»  единственным в крае выполнило указ Президента и построило жильё для своих сотрудников. Помимо этого Натальей Юрьевной актуализирована и другая не менее острая проблема: необходимость налоговой льготы на прибыль предприятия, направленной на поддержку образования.
Далее интересные и по-своему яркие выступления продемонстрировали как представители краевых предприятий, так и гости конференции.
Михаил Сазонов, гость конференции из Санкт-Петербурга, представляющий ФГКВОУ ВПО «Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Будённого», представив яркий доклад «Использование инновационных образовательных методов и технологий при подготовке специалистов высокотехнических должностей», особо отметил необходимость синхронизации существующих технологий с образовательным процессом: «Нужно, чтобы сегодня они изучали то, что будет в эксплуатации к их пятому курсу: мы должны дотягивать образовательный процесс до уже существующих технологий». Относительно того, что должно стать следующим шагом в решении проблем, озвученных на дискуссии, Михаил Александрович заметил: «Важна функционализация и интерактивизация процессов обучения. У нас (в образовательном учреждении, которое представляет респондент – прим. ред.) сейчас развивается тенденция виртуальной реальности – в этом я и вижу следующий шаг развития процессов подготовки и переподготовки кадров. Сейчас за парты приходит «поколение гаджетов», они воспринимают такой процесс обучения, как компьютерные игры, к которым они привыкли, и всё идёт эффективнее и быстрее».
Принимавший участие в конференции заместитель генерального директора АО «Информационные спутниковые системы» имени академика Ф.М. Решетнёва» Сергей Кукушкин обратил внимание на предваряющие непосредственно подготовку кадров процессы: «Нужна профориентация, причём ранняя – с детского сада!». Оценивая недостаточную степень информированности потенциальных кадров промышленности об этой сфере, Сергей Геннадьевич предложил к оценке вопрос о необходимости создания единого информационного центра о существующих промышленных предприятиях региона и их работе. Также спикер оценил уже существующие начинания: «Детские технопарки – прекрасная идея, я считаю, что хотя бы один должен быть здесь, у нас. Легоконструирование – отлично, но почему именно «лего»? Можно ведь использовать и наши разработки. Вообще, во всей этой работе делать что-либо в этом направлении только внутри своего ВУЗа, разрозненно – неправильный метод», этой мыслью подкрепив слова заместителя министра образования Красноярского края О.Н. Никитиной: «Мы не можем замыкаться в существующей парадигме образования. Был период, когда у нас все были отдельно: предприятия, ВУЗы, средне-специальные образовательные учреждения – это неправильно».
Максимально лаконично и информативно высказался о проблеме столичный гость конференции Андрей Насонов - технический директор ООО «Остек-Электро», скомпоновав доклад «Проблема несоответствия программ подготовки кадров требованиям, обусловленным современным уровнем развития технологий» всего лишь в несколько ярких примеров и ёмкий вывод: «Уже сейчас развитие технологий шагнуло много дальше образовательных процессов; количество незаметно переросло в качество. Нам не хватает профессий. Например, тестового инженера. И ввод образовательных программ этих недостающих профессий нужен уже сейчас. С этим связаны производственные процессы: при необходимости перепрофилирования производства оно станет «золотым». Так что нужно переоценить процесс производства, его рентабельность и возможность оптимизации».
Непосредственно в ходе конференции разгорались принципиальные споры о том, что должно быть первоначальным: образовательный процесс или технология. Кроме того, «камнем преткновения» был назван один из принципов дуального образования для предприятий оборонно-промышленного комплекса, в основе которого заложен жизненный цикл изделия. «А как мы будем готовить специалистов через 10-15 лет, когда программа вооружений будет завершена, и предприятия перейдут на выпуск гражданской продукции?» - задал вовсе не риторический вопрос профессор СибГАУ, член регионального совета КРО СМР Владимир Усаков.
В результате проведения круглого стола сформировалось несколько основных предложений от разных участников:
-   необходимость интерактивизации процессов обучения с целью повышения мотивации обучающихся;
-  синхронизации текущего уровня технического прогресса с образовательными процессами с целью снижения разрыва между приобретаемыми компетенциями и оборудованием, с которым предстоит работать выпускнику;
-    организация сетевого взаимодействия с целью выделения наработанных каждым участником сильных сторон в процессах подготовки и переподготовки кадров для промышленности;
-      выстраивание модели обучения кадров для промышленности по схеме поступления заказа на это обучение со стороны предприятия;
-  ранняя профориентация, создание образовательно-культурных объектов для подрастающего поколения (как пример такого объекта – детский технопарк), обучение детей новым дисциплинам типа легоконструирования на отечественном базисе (в данном случае – альтернативном конструкторе);
-   срочное введение в список программ обучения специальностей, которые нужны на производстве уже сегодня (как пример – специальность «тестовый инженер»).
Главным показателем эффективности проведённого круглого стола является то, что участники порой высказывали мнения и взгляды на проблему в одном и том же ключе, что свидетельствует о направленности спикеров на продуктивность мероприятия, едином представлении о проблеме, единодушии, а значит о наличии предпосылок к решению обсуждаемых проблем.
Резолюция круглого стола направлена его участникам.


АРХИВ НОВОСТЕЙ