Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

26.04.2017

Готовим высококвалифицированные кадры

На заседании комитета обсуждались вопросы организации учебного процесса в области информационных технологий для студентов профильных вузов, вопросы опережающей подготовки инженеров, взаимодействия вуза и завода в области ИТ, импортозамещение и информационная безопасность в области информационных технологий для предприятий ОПК и учебных заведений.
«На предприятиях оборонно-промышленного комплекса и, в целом, на предприятиях промышленности сегодня большая проблема с кадрами. В Ульяновской области проводится большая работа с вузами, в регионе созданы базовые кафедры, обеспеченные необходимым специализированным оборудованием. Данные возможности позволяют еще в студенческие годы овладевать необходимыми навыками населению и помогают в дальнейшем избежать разрыва между теоретическими компетенциями выпускников вузов и реальными потребностями предприятий.» - подчеркнул Владимир Владимирович Гутенёв.
Головин Михаил Петрович выступил от СФУ и предприятия АО «НПП «Радиосвязь» с докладом «Цифровые технологии в подготовке студентов и производстве».
По итогам заседания участники отметили:
1.    Предприятия ОПК осознали необходимость в специалистах по управлению жизненным циклом изделия.
2.    Взаимодействие ВУЗа и завода помогает решать конкретные задачи:
•    возможность решения актуальных проблем завода как тематики магистерских и кандидатских диссертаций;
•    эффективная переподготовка кадров;
•    оцифровка архива документации в электронный вид в рамках перехода к электронному документообороту на предприятии;
•    возможность поиска оптимальных решений для завода по оборудованию, технологиям, программному обеспечению;
•    адаптация учебных планов в соответствии с реальными потребностями предприятий;
•    в процессе учебы у студентов формируются инженерные навыки.
3.    Прозвучавшие доклады по теме импортозамещения показали, что возможна замена зарубежных CAD и PLM-систем. Для эффективного импортозамещения нужно определить цели, разработать процедуру перехода  из одной системы в другую. Из основных  выгод импортозмещения можно отметить:
•    независимость ПО от внешних политических факторов;
•    возможность сертификации инженерного ПО во ФСТЭК, что гарантирует отсутствие недекларированных возможностей в ПО — критично для предприятий ОПК;
•    соответствие национальным стандартам - ГОСТ, ЕСКД, ЕСТД;
•    экономическая выгода владения программным обеспечением;
•    учет специфики отечественных бизнес-процессов и управленческих технологий.
4.    Ранняя профессиональная ориентация — необходимый инструмент для создания кадрового инженерного резерва. Существует большое количество  возможностей для работы со школьниками и студентами, т. к. сформирована научно-техническая среда. Это позволяет работать с молодежью в любом регионе.
5.    На сегодняшний день ВУЗы готовят специалистов, умеющих работать с конкретным программным обеспечением. При этом часто формируется зависимость от конкретного производителя ПО (чаще всего зарубежного ПО, т. к. они в настоящий момент обладают большими бюджетами на маркетинг, продвижение и рекламу своего ПО). На предприятиях возникают сложности, т. к. молодые специалисты не видят «картины» в целом и способны решать только локальные задачи, «нажимать только конкретные кнопки».  Эта тенденция может привести к застою, регрессу АСУ ЖЦИ. Представители заводов и вузов отметили, что необходима универсальная подготовка специалиста по САПР и АСУ ЖЦИ, обучение идеологии использования ПО.
6.    Обучение студентов можно проводить не только по САПР, а по возможностям разработки под  САПР своих приложений. Такая возможность может появиться, если изучать возможности 3D ядер в САПР, как «freeware» ядер. Такое обучение позволит готовить не только обычных пользователей САПР, а администраторов САПР и разработчиков ПО.
7.    От Самарского университета поступило предложение ходатайствовать перед Минобрнауки РФ о включении в перечень направлений и специальностей высшего образования (укрупненная группа специальностей и направлений (УГСН) – 15.00.00 Машиностроение) новую специальность 15.05.01 Информационная поддержка жизненного цикла продукции в машиностроении (по отраслям) со сроком обучения 5 лет».
На следующий день состоялась экскурсия на ульяновское самолетостроительное предприятие «Авиастар» всех членов заседания – представителей крупнейших промышленных предприятий и учебных заведений. Делегация ознакомилась с основными этапами сборки самолетов Ил-76МД-90А, Ил-78М-90А в агрегатно-сборочном производстве и в производстве окончательной сборки. Также посетили располагающуюся прямо на территории завода базовую кафедру Ульяновского госуниверситета «Цифровые технологии авиационного производства».
По итогам мероприятия  хотелось бы отметить,если предприятия ОПК только сейчасосознали необходимость в специалистах по управлению жизненным циклом изделия и при этом у них возникают трудности.  То на предприятии «Радиосвязь» с 2008 года вопросам подготовки высококвалифицированных кадров      для выполнения  НИР, ОКР, созданием наукоёмкой  продукции с выполнением работ  по всем этапам жизненного цикла изделийуделяется пристальное внимание,   и возникающие трудности в процессе подготовки кадров преодолены.
В 2007 году предприятие взяло курс на внедрение новых информационных и производственных технологий. Руководство предприятия и СФУ,  понимая, что без привлечения потенциала высшей школы к решению проблем развития предприятия не обойтись, а для  развития системы высшего и послевузовского образования необходимо сотрудничество с предприятиями,
в апреле  2008 года  подписало Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между  предприятием   и Сибирским федеральным университетом.
В 2014 году в рамках проекта «Подготовка кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе практико-ориентированного образования в области машиностроения» заключено соглашение о партнерстве с Красноярским колледжем радиоэлектроники и информационных технологий.
Наше «ноу-хау»  в обучении  студентов – непрерывное обучение студентов для получения ими инновационного инженерного образования по мировым стандартам, объединив  возможности предприятия и базовых кафедр, открытых на предприятии, и колледжа. 
Процесс обучения студентов на предприятии ведется в логике жизненного цикла изделия (ЖЦИ).
Учебные  лабораторно-практические занятия и все практики проводятся на предприятии под руководством опытных наставников на реальных производственных задачах.
Такой подход позволяет предприятию выявлять «звездочек» Вуза и колледжа на раннем этапе обучения. После окончания  колледжа «звездочки» поступают в вуз и обучаются   по индивидуальным учебным планам.
Выпускники вуза, ставшие работниками предприятия, имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, стажироваться в ведущих инжиниринговых центрах Европы.
Сегодня АО «НПП «Радиосвязь» - это ОБЪЕДИНЕНИЕ высокотехнологичных производственных мощностей серийного завода, высококвалифицированные специалисты научно - исследовательского института, преподаватели и студенты 11 базовых кафедр вузов и научных центров России, преподаватели  и студенты Красноярского колледжа радиоэлектроники и информационных технологий.
В разработках инновационных изделий предприятия  активно участвуют преподаватели и студенты Вузов и Колледжа.
По совместным научным работам, к которым привлечены 16 докторов технических наук и 22 кандидата технических наук, три преподавателя СФУ и работник предприятия защитили докторские диссертации, а три работника предприятия — кандидатские диссертации.   
Благодаря этому ОБЪЕДИНЕНИЮ наземные помехозащищенные станции спутниковой, тропосферной связи, системы и аппаратура фазовой навигации, навигационные комплексы и системы ГЛОНАСС/GPS, угломерные навигационные комплексы разработки и производства АО «НПП «Радиосвязь» по основным характеристикам на равных конкурируют с лучшими мировыми аналогами и по некоторым характеристикам превосходят их.
На предприятии создаются еще три базовых кафедры, совместно с медицинскими организациями, разработки передового  электронного оборудования для диагностики, неврологии, хирургии, онкологии и других направлений медицины.
Накопленный опыт в  области цифровых технологий управления жизненным циклом изделий, взаимодействие научных центров, ВУЗов с предприятием дает нам право распространять этот опыт в учебных заведениях, на предприятиях, в управленческих структурах  региона, Российской федерации (Ростехнологии, Минобороны, Минобразования и др.).

АРХИВ НОВОСТЕЙ