Надо отметить, что на встречу были приглашены не только хорошо знакомые с известным космонавтом ветераны (начиная с 2003 года Александр Иванович несколько раз был на нашем предприятии), но и молодые сотрудники, награждаемые за отличную работу, а также участники научно-образовательного проекта «Космическая одиссея», автором которого является Александр Лазуткин. Кстати, 12 апреля исполнилось 15 лет с начала реализации в Красноярском крае этого уникального проекта.
После официальной церемонии поздравлений и награждения в честь Дня космонавтики началась неформальная «встреча без галстуков», легкое и откровенное общение с нашим гостем. Отвечая на вопросы молодежи, Александр Иванович рассказал о своем непростом пути в космонавтику, о том, как проходил «медицину», как готовился к полету и как был разочарован, когда наконец сбылась его космическая мечта и уже не стало «ни одной вершины, которую нужно было покорять».
Если бы не звезда Героя на его груди, трудно было бы угадать в этом человеке представителя такой героической профессии. По этому поводу Александр Иванович со свойственным ему юмором рассказал о том, как после полета он, уже Герой России, обивал пороги чиновничьих кабинетов, добиваясь положенных ему по статусу льгот. «Вот пусть сам Герой и приходит, - едва взглянув на меня, заявила представительница ЖКХ. - Вы-то здесь причем?»
А между тем трудностей и нештатных ситуаций на долю экипажа Александра Лазуткина и Василия Циблиева в их непростой космической экспедиции выпало столько, что их преодоление «потянуло» бы не на одну звезду…
В российской космонавтике считается нормой 3-5 отказов техники за полугодовой полет. В их полете (с февраля по август 1997 года) «нештаток» было более 40. На станции «Мир», которая к тому времени эксплуатировалась уже 11 лет, постоянно что-то ломалось: система удаления углекислого газа, система, вырабатывавшая кислород, система терморегулирования… Наши космонавты без конца занимались ремонтом. А ведь параллельно им необходимо было выполнять и научную программу полета, которая насчитывала более 200 экспериментов. Приходилось отрывать это время у сна, работая почти круглосуточно.
«Мы спали по 3-4 часа, - рассказал Александр Иванович. - За полгода полноценно выспаться (8 часов подряд) нам удалось только 5-6 раз».
Когда из системы охлаждения через микротрещины стал протекать этиленгликоль, нахождение на станции стало смертельно опасным. В одном из блоков «Мира» эта ядовитая жидкость скопилась в огромную каплю, в которую неожиданно попал командир Василий Циблиев. С каждым днем ему становилось все хуже, однако докладывать на Землю о состоянии своего здоровья космонавт не стал — ведь тогда им всем пришлось бы срочно эвакуироваться на Землю, не выполнив программы полета. Допустить такое наши люди, воспитанные в духе «раньше думай о Родине», конечно, не могли. И они упорно, миллиметр за миллиметром, искали течь в многометровых трубах системы терморегулирования и заделывали микротрещины.
Две страшных аварии, которые происходят в космонавтике чрезвычайно редко, тоже пришлись на полет Циблиева и Лазуткина: пожар на станции и ее разгерметизация в результате соударения с неуправляемым космическим кораблем «Прогресс». Всего 20 минут резервного времени было у экипажа для задраивания люка в модуль «Спектр», в котором была пробоина. И только грамотные, быстрые и слаженные действия всех его членов позволили спасти «Мир». Потушить пожар тоже удалось довольно быстро, благодаря четкой работе космонавтов. И еще сутки экипаж вынужден был находиться в противогазах, пока атмосфера на станции стала пригодной для дыхания.
«У нас, российских космонавтов, в любой нештатной ситуации стремление спасти станцию превалирует над желанием спасти свои жизни, – говорит Александр Лазуткин. – Наверное, страх был, где-то в подсознании, но бояться было некогда. Мы просто начали работать, ведь чему-то нас учили на Земле. А когда работаешь руками, голова тоже сосредоточивается на главном. Главное было – потушить пожар».
Испытания, выпавшие на долю космонавтов, в дальнейшем серьезно отразились на их здоровье. После этого полета медики списали из отряда Василия Циблиева, на много лет он стал руководителем Центра подготовки космонавтов. Александр Лазуткин во время подготовки к своему второму полету по программе МКС получил инфаркт, и был отстранен от полетов.
Космонавт нашел в себе силы использовать накопленный опыт в другом направлении. Предложенный им образовательный проект для студентов и школьников «Космическая одиссея», показывающий профессию космонавта «изнутри», приобрел огромную популярность не только в Красноярском крае, но и далеко за его пределами.
- В обществе космонавтика видна, как верхушка айсберга – полеты, награды, слава. Я показываю участникам проекта «глубину» профессии. Это сильно отличается от ожиданий и не всем приходится по нраву. Зато тем, кто космонавтику принял душой, дорога в космос открыта, – поясняет смысл своей работы с молодежью Александр Лазуткин.