Официальный сайт
Красноярского регионального отделения
Союз машиностроителей России

+7 (3912) 27-98-75
krosmr_310807@mail.ru

26.09.2014

Андрей Шаров: «В нашем крае есть перспективы развития и возможности роста»


- Андрей Сергеевич, в прошлом году Красноярский СоюзМаш подписал несколько соглашений по реализации крупных краевых проектов. Насколько успешно они реализуются?
- Действительно, в прошлом году было заявлено много интересных проектов, часть из них успешно реализуется, но большинство, к сожалению, продвигаются не так быстро, как нам хотелось бы. В силу разных причин – бюрократических, административных, корпоративных. Это, прежде всего, касается нефтегазовой отрасли, где крупные вертикально-интегрированные структуры, такие как Газпром, Ванкорнефть, Русал, предпочитают проводить собственную политику и приобретать оборудование и комплектующие либо за рубежом, либо в своих аффилированных предприятиях, расположенных в центральной части России. Хотя справедливости ради стоит отметить, что русаловские научно-технические центры локализованы в местах сосредоточения крупных алюминиевых производств (в Красноярске, Братске, Самаре), и потому у нас есть возможность наладить с ними взаимовыгодное сотрудничество. Так, большой пакет работ выполняет для Русала НТЦ Магнитогидродинамики, который входит в состав Красноярского СоюзМаша. Учеными Центра разработан магнитогидродинамический перемешиватель - полностью автоматизированная система для получения однородного металла. Сегодня эта технология является передовой на мировом уровне. Несколько лет назад мы поддержали этот проект, представив его в программу Общероссийского народного фронта на различных уровнях - Правительства края, Сибирского региона.
- Какие еще программы и проекты сегодня поддерживает СоюзМаш?
- Среди наиболее крупных проектов, которые разработаны нашими предприятиями, хочется отметить те, что связаны с так называемым «алюминиевым кластером». Идея заключается в создании на территории Красноярского края мощного перерабатывающего комплекса, позволяющего производить из имеющегося у нас алюминия высокотехнологичную продукцию и полуфабрикаты с высокой добавленной стоимостью. Среди них – вагоны из алюминиевого профиля для метрополитенов, высокоскоростные трамваи, а также грузовые полувагоны. Недавно успешно завершены ряд опытно-конструкторских работ, которые выполнялись для этого проекта учеными СибГАУ. Ими были исследованы разные сплавы алюминия и возможности  создания их них конструкций путем сварки и других способов крепления. По заключению экспертов, направление выбрано правильно, мы можем реализовать проект по строительству крупногабаритных панелей из алюминиевого профиля. Дело за малым – у нас пока нет проката алюминия нужной ширины. Для строительства вагонов нужны полосы 80-100 см, у нас же – 45 см. Сегодня мы продвигаем и всячески поддерживаем проект Красноярского металлургического завода по достройке прокатного стана на федеральном уровне, поскольку это достаточно капиталоёмкий проект, и без инвестиций федерального центра и Русала не обойтись. Если проект запустится, и пойдет листовой прокат, мы сможем строить корпуса алюминиевых вагонов, в том числе для современных высокоскоростных трамваев и электричек. Сегодня это самый перспективный проект, и наш регион готов стать мощным потребителем этой продукции, развивая свою транспортную инфраструктуру. Кстати, этот проект был представлен красноярскими предприятиями на Международном форуме «Иннопром», который проходил в июле нынешнего года в Екатеринбурге. Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев высоко оценил наши разработки, во-первых, с точки зрения «цена-качество», во-вторых, соотношением технологичности и производства. ООО «Красноярские машиностроительные компоненты», которое является головным предприятием по этому проекту, получил предложение заключить контракт с Тверским вагоностроительным заводом на отделку вагонов алюминиевым профилем, а также от французских и итальянских производителей об участии в строительстве вагонов метро, трамваев и электричек. По заказу РЖД для Чемпионата мира по футболу, который будет проходить в России в 2018 году, итальянцами разработана конструкция двухэтажного электропоезда, а французскими компаниями представлен проект высокоскоростного поезда и локомотива, которые на 75 % состоят из алюминиевого профиля. Участие иностранных компаний в этих проектах для нас интересно, прежде всего, с точки зрения трансфера технологий, получения зарубежного опыта.
Как известно, по заданию Президента России к Чемпионату мира будут проложены высокоскоростные ж/д трассы до Казани, Екатеринбурга, куда попадают Саратов, Волгоград и Нижний Новгород. Кроме того, свои программы развития высокоскоростного транспорта есть и у наших ближайших соседей – Новосибирска, Омска, Иркутска и даже Кемерово. Так что строительство вагонов из алюминиевого профиля – это очень актуальный и востребованный сегодня проект. Нам нужно как можно быстрее развивать его у себя в регионе. Такое желание со стороны городских властей и краевого министерства промышленности и торговли есть, но, к сожалению, очень мало предпринимается практических шагов по его реализации.
Помимо таких капиталоёмких проектов как создание алюминиевого кластера, у нас появилось несколько быстро окупаемых проектов. Это, прежде всего, разработка и производство различных светодиодных светильников с высокими техническими характеристиками. Замечу, что это полностью наша разработка, в ней используются только отечественные комплектующие (в том числе и светодиоды). Проведенный анализ показал высокую энергоэффективность этих светильников, большую светоотдачу при меньшей мощности. Они хорошо зарекомендовали себя при использовании в производственных помещениях крупных промышленных предприятий, освещении их территорий, а также при применении в городской среде. Так, несколько светильников тестировались в этом году на Коммунальном мосту. Сейчас в городскую администрацию нами представлен проект по освещению светодиодными светильниками улиц Красноярска и вантового пешеходного моста на о. Татышев. Есть проекты, связанные с Универсиадой, которая будет проходить в нашем городе в 2019 году. Должен отметить, что красноярцы в своих разработках пошли дальше, сейчас они представили «умную» систему датчиков, позволяющую автоматически регулировать световой поток в зависимости от внешних условий. К примеру, цех освещается, пока там работают люди, и включается дежурное освещение или световая дорожка, если они ушли. Датчики сами включают и выключают свет. Более того, ими можно управлять дистанционно с помощью мобильного телефона, например, главного энергетика. Также и на городских улицах светильники будут работать ночью и сами отключатся с наступлением светового дня.
Дальнейшим развитием этого проекта явилось создание биосветильников, с помощью которых будут освещаться теплицы, оранжереи и прочие объекты. Это уже совместная разработка инженеров Сибирского технологического центра и ученых Института биофизики СО РАН. Ее суть в создании специализированных светодиодов определенного спектра излучения и системы их градуирования. Внедрение таких светильников позволит в наших сибирских условиях выращивать любые растения и культуры даже в зимнюю стужу. Наши ученые долгое время занимались вопросами скорости роста растений, поглощения ими света определенной частоты. Сейчас эти исследования получили практическое воплощение в биосветильниках, ими уже освещается опытная теплица. А создавались светильники на базе научно-образовательного центра «Ракетно-космические технологии» на Красмаше.
Еще один интересный молодежный проект разрабатывается красноярцами и железногорцами в рамках темы, связанной с контролем перемещения лиц, находящихся под домашним арестом или в местах лишения свободы. С технической точки зрения это очень интересная задача, связанная с контролем пространства. Через систему ГЛОНАСС комплекс датчиков в режиме реального времени определяет местонахождение человека. В этом году проект планируется завершить. Кроме того, есть еще много проектов, которые выполняются совместными усилиями многих предприятий края.
- Андрей Сергеевич, Красноярский СоюзМаш всегда много внимания уделял подготовке кадров. Что в этом направлении достигнуто?
- Действительно, это одна из ключевых задач КРО СМР. В 2012 году на базе Сосновоборского автомеханического техникума мы открыли современный, хорошо оснащенный Центр машиностроения, который удовлетворяет запросы предприятий, находящихся в Железногорске, Сосновоборске, Подгорном в рабочих кадрах. В этом году его первые выпускники – токари, фрезеровщики уже пришли на свои рабочие места и очень хорошо себя зарекомендовали. Сейчас мы увеличили набор групп по этим специальностям в несколько раз. Если первый набор по специальности «Технология машиностроения» составлял 25 человек, то сейчас – 100, плюс 25 станочников. Кроме того, созданы группы заочного обучения и специализированные группы, которые идут по заявкам предприятий для подготовки станочников разного профиля. Люди готовятся под конкретные рабочие места и под конкретный заказ, идет целевой набор. То есть, это полностью практико-ориентированное обучение – основа дуального образования, о котором так много сейчас говорят.
Аналогичные центры у нас действуют и по другим рабочим специальностям. Так, на базе Красноярского лицея № 54 создан Центр сварки, который является лидером по подготовке сварщиков в нашем регионе. Его выпускников охотно берут Ванкорнефть, Газпром, Норильскгазпром и другие крупные предприятия. В наших планах – расширение сети таких центров, создание системы подготовки кадров по направлениям, востребованным сегодня на красноярских предприятиях.
Сейчас мы создаем еще один центр на базе Красноярского техникума промышленного сервиса. Оборудование, которое мы подобрали для этого центра, - уникально. Здесь будут современные классы подготовки специалистов под разные системы ЧПУ. Они сильно отличаются друг от друга. И наша задача, чтобы рабочий не просто умел «нажимать на кнопочки», но разбирался в системе подготовки станка, системе подготовки инструмента, обработки материала, серьезно изучил программирование. Когда он придет на производство, ему уже не нужно будет доучиваться, ждать три месяца, чтобы получить допуск для работы на данном оборудовании, он уже будет «заточен» под конкретное направление в производстве. Надеюсь, к концу этого года нам совместно с министерством образования края удастся открыть этот центр.
Созданная у нас система подготовки рабочих кадров позволит обеспечить многопрофильные заказы предприятий, которым нужны токари или фрезеровщики определенных направлений, владеющие навыками работы с различными материалами.
Что касается подготовки инженерных кадров, в этом году на базе Красмаша совместно с СибГАУ открыт научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии», который получил очень высокую оценку. Его оборудование загружено на 150 %, а теоретическая подготовка идет в две смены. И уже есть результаты. Ребята, которые прошли подготовку в НОЦ «РКТ», прекрасно проявляют себя не только на производстве, но и на конкурсах. Так, Александр Фролов стал победителем сначала Всероссийского конкурса профмастерства, а затем и Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russia, который проходил в апреле нынешнего года в Казани. По его итогам подобрана сборная России, которая будет участвовать в открытом первенстве Германии и Чемпионате Европы.
Наши молодые инженеры из предприятий, входящих в Союз машиностроителей России, в составе красноярской делегации участвовали в Международном молодежном форуме «Инженеры будущего». Ребята прекрасно проявили себя в этом мероприятии, достойно представив машиностроительный комплекс нашего края. Мы планируем в следующем году провести в Красноярске региональный молодежный форум, темой которого станет подготовка кадров.
- Конкурсы профмастерства – это тоже огромный пласт работы Союза машиностроителей. Расскажите о них.
- Одна из возможностей повышения квалификации специалистов – проведение конкурсов профмастерства. Они позволяют не только посмотреть уровень мастерства рабочих, но и продемонстрировать перспективы развития тех или иных направлений. Например, прошлый региональный конкурс показал, насколько отличаются подходы представителей различных предприятий к выполнению заданий у конкурсантов в номинации «Операторы станков с ЧПУ». Эти различия связаны с использованием разного оборудования и систем ЧПУ, а также с различной системой подготовки станочников, инструмента и выполнения заданий. Мы должны это учитывать в нашей дальнейшей работе.
В этом году у нас, к сожалению, не получится провести полномасштабный  краевой конкурс профмастерства, но мы будем организовывать и проводить региональный этап Всероссийского конкурса в номинации «Токарь», который пройдет в октябре-ноябре.
- Что бы Вы пожелали красноярским машиностроителям в канун их профессионального праздника?
- Хочется пожелать благополучия нашим предприятиям, ведь от него зависит благополучие семей работников, которые на них трудятся. Отмечу, что, несмотря на существующие сегодня проблемы, у нас в крае есть перспективы развития и возможности роста. Большие надежды мы связываем с реализацией федеральных целевых программ и конкурсных проектов, направленных на развитие Сибири и Красноярского края в частности. Они дадут импульс не только крупным машиностроительным предприятиям региона, но и малым инновационным предприятиям, и центрам подготовки кадров, созданным вокруг них.
Беседовала Галина Яковлева

 

АРХИВ НОВОСТЕЙ